Август давно принято называть «черным», но это определение больше из плоскости экономики, а ведь в авиации есть свои поводы говорить об этом месяце с опаской. 19 лет назад в конце лета с разницей в несколько секунд в небе над Россией рухнули сразу два пассажирских самолета. Авиакатастрофы 2004 года унесли жизни 89 человек — из находившихся на борту людей никто не выжил.
Пассажирские лайнеры Ту-134 и Ту-154 выполняли вечерние внутренние рейсы из московского аэропорта Домодедово. «134» летел в Волгоград, «154» — в Сочи.
Что могло произойти высоко в небе, стало понятно почти сразу — это был хорошо спланированный и жестокий теракт. На борт вместе с пассажирами, которые летели по делам, спешили к родным и близким, поднялись две женщины — Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова. Когда самолеты набрали высоту, приговор был подписан.
Ту-134 принадлежал авиакомпании «Волга-Авиакэкспресс», за штурвалом находился гендиректор авиакомпании — 44-летний Юрий Баичкин. Спустя почти 20 лет его жена помнит тот вечер по минутам. Когда в доме зазвонил телефон и мужчина на том конце сказал: «Ваш муж погиб», Татьяна сразу же ответила: «Это был теракт». Не в вопросительной, а утвердительной формулировке.
На том конце сотрудник ФСБ ожидаемо спросил: «Откуда вы знаете»? Но никаких результатов следствия и экспертиз женщине было не нужно.
«В любой другой ситуации он бы самолет посадил», — тихо ответила Татьяна.
Она не сомневалась ни грамма и с точностью кинохроники восстанавливала в голове всю летную жизнь мужа. А он был настоящий ас, про таких говорят пилот от бога. Мог посадить самолет с одним двигателем, в туман и метель, и без двигателей вовсе. Не зря когда-то даже был пилотом главы ЮАР.
Татьяна была права, это после подтвердят эксперты, когда самолет Юрия буквально разваливался в воздухе, он пытался планировать, снижаясь на потоках воздуха. Наверняка вспоминал, как мальчишкой летал на парапланах и верил, что спасет живые души, доверившие ему свои судьбы всего полчаса назад.
Трагедии были словно под копирку. Взрывное устройство смертницы пронесли на борт в разобранном виде, наверно, именно поэтому опасный багаж не привлек внимание контроля. Хотя в аэропорту Нагаеву и Джебирханову все-таки останавливали для дополнительной проверки, но ничего подозрительного не нашли. Позже действия полицейского Артамонова, который не стал досматривать женщин, назовут преступной халатностью, он получит 7 лет тюрьмы.
Свое наказание получат и спекулянт Армен Арутюнян, продавший смертницам билеты, и сотрудник авиакомпании «Сибирь» Николай Коренков, согласившийся за тысячу рублей переоформить документ на Джебирханову. Наказанием для них стали полтора года колонии.
Свой опасный груз убийцы собирали уже в самолетах, тщательно соединяли провода в туалетной комнате в хвосте лайнеров. Бомбой управляли с земли, страшные пассажирки всего лишь были живым оружием.
А потом один за другим грянули два взрыва. Такое произошло впервые в истории мировой гражданской авиации — лайнеры находились в соседних квадратах и не могли столкнуться, что лишний раз подталкивало к версии о теракте.
Пока жена пилота с содроганием осознавала произошедшее, с не меньшим ужасом о нем рассказывали те, кто стал свидетелем трагедии на земле. Видели горящий шар, слышали взрывы, а потом «с неба сбросили людей». Когда хвост самолета оторвался, всех, кто сидел на задних рядах, вытянуло воздушным потоком
Ту-134 упал в Тульской области, Ту-154 упал в Ростовской, самолет разбросало на 25 километров.
«В четверть седьмого утра я вышел покормить скотину. Около хоздвора увидел разбросанную кучу навоза. На ней лежала секция из трех пассажирских кресел. В двух были люди — женщина лет 35, светловолосая, рядом с ней девочка лет семи в одном носке и футболке. У нее на шее был золотой крестик. Оля, закричал я жене, звони скорее в милицию — нам людей из самолета выкинули!» — рассказал тогда житель одного их хуторов Юрий Бодрин.
Пока специалисты вели поисковую операцию, местная детвора тоже находила обломки. Говорят, что почти каждый окрестный мальчишка в тот август стал владельцем страшного сувенира.
«Крови на земле не было, но тела пассажиров обмякли, как будто в них не было костей», — рассказывали селяне, понимая, что эту картину уже не забыть никогда.
Говорят, люди предчувствуют конец своей жизни, видят тайные знаки или просто случайные совпадения спасают им жизнь. На проклятые рейсы не попали семь пассажиров: кто-то опоздал, кого-то остановили семейные дела. Все они в конце августа празднуют второй день рождения.
А родные тех, кто все-таки поднялся на борт, зажигают свечи в память о близких. И прислушиваются к себе, неужели никаких знаков судьба не посылала?
Посылала, уверена вдова пилота. Тревога поселилась в сердце Татьяны за несколько дней до взрыва, тогда супруги отдыхали на реке. В какой-то момент муж в шутку закопал себя в землю.
«Я ему тогда сказала: ''Юра, что за мальчишество? '' А он мне ответил: ''Мне тут — в земле — хорошо, не знаешь как''», — эта фраза стала пророческой.
Татьяна бережно хранит память о муже в сердце, но на борт самолета теперь заходит с опаской.
А вот жизнь семьи летчика Михаила Гурьева, который находился за штурвалом Ту-154, следовавшего в Сочи, до сих пор связана с небом и авиацией. И по-другому быть не может, говорит его дочь.
Жена пилота умерла вскоре после трагедии, а память об отце и его подвиге — пилоты до последнего пытались увести поврежденные самолеты от жилых домов — хранят дочери.
«Папа был из военной семьи, у нас в роду все летчики. Был замкомандира эскадрильи, пилотом министра обороны России. Возил высшее военное руководство», — не сомневается в опыте отца его дочь Татьяна.
В 2004-м ей был 21 год, когда грянул взрыв, она отдыхала с друзьями на курорте. Мать девушки попросила их только об одном — не подпускать Таню к телевизору. Чтобы еще хоть на пару часов подарить ей счастье иметь отца.
Дочери Юрия Баева тоже связали жизнь с авиацией. Старшая из сестер трудится в аэропорту координатором международных рейсов, а до этого мечтала стать бортпроводницей. Младшая хотела стать пилотом, но поняв, что девушка будет единственной на курсе, ей вежливо отказали.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru