Многие из нас уже давно поняли одну аксиому: выйдя в магазин хлебом, мы наверняка вернемся не с одним пакетом продуктов, а забежав просто посмотреть новую футболку, непременно соберем несколько образов для любого случая жизни. Почему же так получается?
Мы сознательно идем за необходимым, но наше внимание то и дело привлекают еще другие вещи. Оказывается, все дело в особых уловках, которые профессиональные маркетологи расставляют на каждом шагу магазина. Попадаясь на удочку, мы как раз-таки и начинаем тратить больше, чем изначально планировали.
Вы наверняка не могли подумать о том, что безобидная приятная фоновая музыка вынуждает нас охотнее расставаться с деньгами. Статистика неуклонно показывает одно: популярные энергичные композиции помогают поднять настроение даже самому бесперспективному потенциальному покупателю. А уж поймав правильный настрой, разумеется, захочется сохранить его как можно дольше. Помочь в этом могут желанные десерты или новые джинсы за которые, само собой, придется заплатить.
Надевая ту или иную вещь в примерочной мы часто приходим в восторг. Идеальный крой, посадка, цвет. Кажется, что эту одежду буквально сшили лично для нас. Приходя домой, мы вновь примеряем чудесную покупку и… разочаровываемся! Вам знакома такая ситуация? Если да (в чем мы не сомневаемся), то раскроем секрет такого фокуса. Дело в том, что в каждой примерочной магазина свет выстроен таким образом, чтобы вы выглядели неотразимо. Тепловато-розовый свет сглаживает вашу кожу, а тени отбрасываются таким образом, чтобы ваша фигура выглядела стройнее.
Наверняка вы замечали, что во многих торговых центрах часто развешены уведомления о рекламе. Гигантские цифры с процентом скидки притягивают в магазин даже тех, кому ничего не нужно. Попадая внутрь, мы начинаем присматривать вещи, которые нам в общем-то и не нужны, а с другой стороны: ну как упустить такую возможность и не приобрести футболку за полцены? Итак, если вы не можете устоять и все-таки заходите внутрь, то будьте уверены, что в 90% случаев без покупки вы оттуда точно не выйдите. Только вот спустя время может обнаружиться то, что стоимость вещи, купленной по скидочной цене, практически не отличается от ее первоначальной.
Если вы до сих пор уверены в том, что карты лояльности помогут вам сэкономить, то крупно ошибаетесь. Вступая в бонусную программу, вы, действительно, сможете приобрести определенные привилегии: скидки и кэшбэк в виде бонусов на карту, которыми сможете в последствии оплатить покупки в этом же магазине. Здесь действует тактика привлечения покупателя в определенный магазин для увеличения его прибыли.
Самая главная опасность поджидает вас на кассе. Когда консультант во время оплаты покупки предлагает вам приобрести скидочную карту, вы с большей вероятностью согласитесь, а потом обнаружите, что сэкономленную сумму можно потратить на еще какую-нибудь вещь. Многие специалисты по маркетингу настаивают: не попадайтесь в эту ловушку! Сэкономленные 10% или 15% лучше оставьте у себя в кошельке. Статистика показывает, что дополнительная сумма покупок обычно превышает изначально запланированную на 30%! Ну и о какой выгоде тут может идти речь?
Еще один маркетинговый крючок, на который вы с легкостью попадаетесь заключается в том, что наиболее дорогие товары располагаются на уровне глаз. Как правило, те товары, которые продаются по уценке, либо же просто по более низкой цене обычно располагаются где-то внизу. Мало кому захочется нагибаться или вовсе передвигаться на корточках в поиске нужного продукта. Проще взять то, что находится в поле зрения. Выйдет, конечно, подороже, но в последнее время это мало, кого останавливает.
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что пока вы ищите необходимый вам продукт по всему супермаркету, то ненароком проходите все стеллажи и набираете полную тележку, еще пару минут назад казавшихся ненужными вещей. Знайте: все спланировано. Отправившись на поиски кофе, вы пройдете мимо прилавка с десертами, а еще наверняка свернете в бытовую химию: ведь порошок по хорошей цене всегда пригодится!
А для ваших больших покупок уже заранее предусмотрены большие тележки. Они стоят у входа в магазины не просто так. Согласитесь, вы с меньшей вероятностью решитесь купите много, если вам не в чем будет нести покупки, прогуливаясь по магазину до кассы. При наличии тележки в руках вы наверняка по пути будете захватывать еще те вещи, которые изначально не планировали покупать. Самое опасное, если в поле зрения попадают дорогостоящие товары. Тут уж пиши пропало купюрам в кошельке.
Условно бесплатные подарки, на самом деле, заставляют нас тратить деньги! Во многих продуктовых магазинах нередко проводят акции, в которых за определенную сумму в чеке предусматривается подарок. В большей степени на эту удочку попадаются родители. Почему? Все просто. Чаще всего в качестве сюрприза предусмотрены детские коллекционные игрушки. Разумеется, что маленькому ребенку захочется собрать всю серию, а его мама просто не сможет отказать ему в бюджетном приобретении. Поэтому начинает загружать свою корзину дополнительными товарами, несмотря на то, что изначально она забежала за одним молоком.
Многие маркетологи очень часто создают иллюзию дефицита и срочности. Наглядный пример: ежегодная Черная пятница, которая по классике стартует 11 ноября. Вспомните, за сколько вы начинаете слышать о ее начале? Вероятнее всего не меньше, чем за месяц. Поэтому начинаете судорожно копить деньги, чтобы закупиться вещами по приятной стоимости. А что дальше? Дальше 12 ноября, 13 ноября… Да и киберпонедельник не за горами. Скидки останутся (а может станут даже больше), только вот мы почему-то мы даже не задумываемся об этом. Нередко тучи над нашим кошельком сгущают и продавцы, которые то и дело намекают, что понравившийся нам товар остался в одном экземпляре. Мало кто решит упустить такую возможность и воздержится от покупки.
Многим девушкам очень сложно устоять перед «эффектом танцпола». Его смысл заключается в том, что на большинстве косметических средств находится этикетка, которая сообщает: «Это самый популярный бренд среди женщин по всему миру!» или «98% девушек отметили, что их кожа стала выглядеть моложе после семи дней использования этого крема». Конечно, устоять перед этим будет непросто. Подобные заявления вызывают у нас доверие, а потому нам подсознательно хочется войти в число этих потребителей и самим оценить эффект того или иного средства.
Эта маркетинговая уловка получила свое название не просто так. Вспомните, выйти на танцпол, когда он пустой крайне сложно, зато когда на нем уже присутствуют танцующие, присоединиться к ним гораздо легче.
Фото: Shutterstock/FOTODOM