Екатерина Мазурова знакома многим из нас в качестве матушки, бабушки или тетушки советского кинематографа. Несмотря на то, что актерский талант уроженки Иваново-Вознесенска заметили еще в молодости, впервые попасть на съемочную площадку ей удалось лишь в 54 года. После своей смерти в 1995-м году она оставила не только больше трех десятков ярких эпизодических ролей, но и сейф, полностью забитый деньгами.
Бедность и антиквариат
Екатерина Мазурова родилась 18 ноября 1900 года в Иваново-Вознесенске в семье простых рабочих-старообрядцев. Когда-то ее дедушка владел Иваново-вознесенской мануфактурой, но после страшного пожара она была полностью уничтожена, что сказалось на достатке семейства, которое перешагнуло черту бедности.
В 16 лет Екатерина вместе с родителями переехала в Шую, где ей удалось устроиться на прядильную фабрику, чтобы помогать семье. После революции будущая актриса некоторое время заведовала библиотекой, а позже организовала при ней драмкружок. Вскоре при местном театре открыли и драматическую студию. Екатерина поступила туда и сразу увлеклась актерским мастерством. Она настолько влюбилась в сцену, что с каждым разом все больше убеждалась в том, что свое будущее она хочет связать с актерством.
Но было у Екатерины и другое увлечение — антиквариат. Оно передалось ей от отца, который работал писарем и все деньги тратил на драгоценные реликвии. В доме Мазуровых было так много различных коллекционных вещей, что они с трудом помещались в шкафах, на стенах и полках. Само собой, прикасаться к ценностям всем было строго запрещено, но это не мешало Екатерине изучать каждую деталь стариной утвари, фарфоровых статуэток, керамических деталей и различных картин. Со временем она начала безошибочно отличать по-настоящему ценную вещь от подделки и поняла одну простую истину — ценность антиквариата не измеряется деньгами.
Местный драматический театр и первые предложения
Ценные реликвии по-прежнему оставались хобби Мазуровой, в отличие от актерства. Талант Екатерины вскоре был оценен по достоинству и руководители местного драматического театра пригласили ее присоединиться к штату, а также поспособствовали тому, чтобы ее кружок приобрел статус полноценной студии актерского мастерства. Так Мазурова открыла для себя новую главу жизни. С каждым выходом на сцену она доказывала свой талант, позволяя своему имени становиться все известнее.
Вскоре ее начали приглашать в театры Кинешмы, Иванова, Ярославля и Москвы. В последнем городе актриса решила задержаться, поскольку ей удалось попасть на сцену столичного театра импровизации «Семперанте», который в те годы был невероятно популярен среди интеллигенции. Следом она покорила Московский колхозный театр и театр комической оперы.
Единственная любовь на всю жизнь
Сцена позволила Екатерине Мазуровой не только найти дело своей жизни, но и встретить любовь. В театральной Москве она познакомилась со своим коллегой Николаем Морозовым, за которого позднее вышла замуж. Актеры не чаяли души друг в друге, гастролировали по стране и просто жили счастливо, несмотря на то, что стать родителями у них так и не получилось.
Их жизнь на до и после разделила Великая Отечественная война. Тогда Николай отправился на фронт, а Екатерина наотрез отказалась уезжать из Москвы. Она устроилась в театр юного зрителя и участвовала в спектаклях, которые вместе с другими актерами представляла на передовой и в госпиталях для раненых. При воздушной тревоге актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежище, а потом возвращались в театр. Позднее за эти достижения она была награждена медалью «За доблестный труд».
Позднее в одном из писем своей близкой подруге Екатерина писала: «Дорогая Леночка! Ты счастливо живешь в глуши, где-то далеко от всех событий, а мы кипим в котле войны и бомбежек. Ты, друг, жестоко ошибаешься, приписывая мне храбрые поступки. Я трусиха до болезненности, нервы напряжены до последнего предела. Враг на подступах к Москве: Москву зорко хранят, строят на улицах баррикады. Ночь я не сплю: или бегу в метро, или к сестре Николая, к 10 утра являюсь на работу. Потом едем выступать с концертом, возвращаемся поздно и снова — метро или сестра… Не жизнь, а какой-то жуткий сон, от которого хочется проснуться!.. Пожалуйста, напиши — если буду жива — получу еще твое письмо. Пишу тебе… и плачу».
В 1944-м году Екатерина узнала, что ее любимый супруг получил ранение и находится в госпитале Гомеля в тяжелом состоянии. Тогда актриса бросила все и отправилась к Николаю. Несколько месяцев она не отходила от его постели, сама делала перевязки, кормила с ложки и как могла старалась поднять его моральный дух, внушая веру в то, что однажды все обязательно будет хорошо. Благодаря ее заботе Николаю смогли сохранить ноги, которые в самом начале готовились ампутировать.
«Как же тяжко улыбаться и шутить у постели умирающего любимого человека! Чтобы скрыть слезы и заглушить рыдания, я упала на колени возле его койки, уткнулась в пропахшее лекарствами одеяло и целовала забинтованные ноги, гладила худые руки. ''Коленька, родной мой! Живой! Ноги мы вылечим! Я теперь с тобой рядом! ''», — вспоминала она позднее.
Спустя полгода мужчина поднялся и вместе со своей супругой отправился в Москву. Несмотря на то, что ранение давало о себе знать и Николай был вынужден передвигаться на костылях, он соорудил в их квартире печку с трубой, которую вывел в окно. Екатерина кипятила воду, готовила простейшую еду и перед сном обязательно гладила постель, чтобы стало немного теплее. Помимо того, что женщине приходилось работать за двоих, она не забывала ухаживать за любимым супругом в полную силу.
После окончания войны Мазурова некоторое время проработала в ГДР, в театре группы советских войск, а после устроилась в московский театр на Таганке, где осталась до пенсии. Выходить на покой Екатерина Яковлевна не хотела даже после того, как ее свалил инфаркт, а потом и второй… Следом у актрисы произошел инсульт. Тогда врачи категорично объяснили, что если женщина хочет жить, то ей нужно исключить театр из своей жизни.
Вскоре на этой почве у Екатерины Яковлевны начались нервные срывы, которые постепенно перерастали в глубокую депрессию. Поддержкой и опорой в эти непростые времена для нее стал Николай, который к тому времени уж занимал должность второго режиссера в театре. Теперь он ухаживал за женой, возил ее по врачам и старался баловать поездками на курорты.
Первая роль в кино на шестом десятке
Когда Екатерине уже было 54 года, ей впервые позвонили из киностудии и предложили роль в фильме «Анна на шее». Супруг актрисы сказал: «Попробуй!». Та решилась и наконец полноценно вернулась к жизни. Екатерина сыграла небольшую роль женщины в церкви, но ее имя не указали в титрах. Несмотря на это, эпизодический фрагмент с участием Мазуровой запал в душу многим и вскоре актрисе стало поступать все больше предложений о съемках. За всю жизнь Екатерина Яковлевна сыграла 38 небольших ролей. Ее главными персонажами стали матушки, бабушки, вахтерши и соседки, которые навсегда вписали ее имя в историю советского кинематографа.
Несмотря на то, что Николай и Екатерина зарабатывали достаточно денег и могли позволить себе приобретать не только дорогие наряды и украшения, но и автомобили, они этого не делали. Одну часть средств супруги тратили на покупку антиквариата, а другую — откладывали. В их небольшой квартире, расположенной недалеко от Курского вокзала, всегда было уютно и шумно. Мазурова и Морозов часто приглашали близких друзей на теплые посиделки с чаем и пирогами, пели песни и обсуждали театр.
В 1963 году Николай умер. Екатерина очень тяжело переживала смерть супруга. Несмотря на то, что она старалась быть сильной, депрессия, которая преследовала ее после ухода из театра, вновь стала вносить коррективы в ее жизнь. Спаслась актриса только благодаря новостям о том, что в ее родной Шуе открывается краеведческий музей. Она поняла, что ее антиквариату пора найти новый дом и пришло время этим заняться.
В ее уникальной коллекции, состоящей из более тысячи предметов, была русская и зарубежная живопись, в том числе подлинники полотен Левитана и Маковского, графика XIX и XX веков, огромное количество керамики, фарфора, вышивки бисером, миниатюр и мебели. Музей с благодарностью принял такой дар и предложил Екатерине Яковлевне сотрудничать с ними. Та, само собой, согласилась, ведь ее любимое хобби теперь стало для нее отдушиной и своеобразным лекарством, которое помогало немного забыть о тяжелой реальности и отвлечься от всепоглощающего одиночества.
После смерти Николая Екатерина прожила еще 32 года. До 80 лет заслуженная артистка продолжала отбирать экспонаты для музея, а также делать заготовки, бережно храня их под полом в своей маленькой уютной московской квартире, в которой еще недавно было шумно и весело. Когда ее дом был «приговорен» к сносу, актриса перебралась в Лефортово, где после ее смерти родственники обнаружили полностью забитый деньгами сейф, который она вместе со своим супругом бережно наполняла гонорарами и завещала любимым племянникам.
Фото: соцсети, кадры из фильма