Споры о том, как правильно выстроить школьное образование, ведутся уже не первое десятилетие. Сколько должно быть предметов, какими качествами следует обладать образцовому учителю, какое влияние может оказывать государство на программу — это только малый список вопросов, которые ежедневно пытается решить современная система образования. Только вот некоторые эксперты уверены: лучшие школы были в СССР. Перед нами сразу предстает портрет интеллигентного учителя, послушных ребятишек, порядка и дисциплины. Однако не все было так идеально, как нам кажется по прошествии времени.
Школьная программа в СССР была преемницей имперской России
Принято считать, что в основу советского образования легли наработки преподавателей Российской империи. Действительно, до середины 1920-х некоторые школьники получали знания по системе, на которой был воспитан в Царскосельском лицее Пушкин. Но уже к 30-м годам двадцатого века из школьной программы убрали философию, античную литературу, всемирную историю, политические и юридические предметы, составлявшие основу образования дворян в имперской России, ушли из преподавания и учителя старой школы. Так что считать советское образование полноценным преемником царской России ошибочно.
Хорошая зарплата у советских учителей
Принято считать, что врач и учитель в СССР были одними из самых уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий. Однако зарплаты советских педагогов ложно кажутся высокими. Например, средняя зарплата преподавателя в школе была на 15% ниже среднего уровня дохода по стране. Если же сравнивать эти показатели с зарплатами доцентов вузов, разница могла достигать девятикратного размера.
Бесплатное образование
Ошибочным кажется, будто в СССР многие блага доставались гражданам бесплатно: квартиры, машины, образование. Однако это не совсем так. Немногие помнят, что в период с 1940-го по 1956 год учеба в старших классах стоила 200 рублей в год. В 1980-х же особое негодование родителей вызывали постоянные сборы денег на школьные нужды.
Атмосфера в советской школе была добрее
Какие только наказания не использовали советские учителя: заставляли учениц умываться с мылом, если те приходили в школу с макияжем, за провинности нужно было драить полы в коридоре, возвращаться домой за сменной обувью в мороз, оставаться после уроков на несколько часов. Не ценили некоторые учителя самовыражение и свободу мыслей учеников. Спорить же с педагогом строжайше запрещалось — иначе из пионеров могут выгнать.
Заинтересованность учителей в успеваемости учеников
Многие упрекают современных педагогов в незаинтересованности во внеклассной жизни своих учеников. Мол, раньше педагоги и по домам после уроков ходили, и с родителями держали связь, и участвовали со своими подопечными в мероприятиях, и за успеваемость больше переживали. Однако мало кто знает, что чаще всего эта гонка была оправдана очередным социалистическим соревнованием. Как только конкурсы заканчивались, заинтересованность многих педагогов сходила на нет.
Выпускники советских школ были умнее современных школьников
Как часто современных выпускников ловят на незнании базовых фактов и понятий из школьной программы. Даже после сдачи ЕГЭ многие школьники не могут перечислить по порядку планеты солнечной системы или прочитать наизусть стихотворение Лермонтова. Но говорить о том, что советские выпускники вышли из школы с большим количеством знаний, не верно. В конце концов, не эти ли выпускники в конце 1990-х заряжали воду у экранов телевизора, где вещал Кашпировский?
Говорить о разнице советского и российского образования можно долго: разные цели и подходы к обучению, разные времена и условия, разные люди и ценности. Главное в обоих случаях — уметь отличать реальность от мифов.