В сознании многих закрепилось мнение, что все производимое на предприятиях СССР отставало по качеству от зарубежных аналогов. На самом деле советским производителям было чем похвастаться. А некоторые товары впечатляли своим исполнением настолько, что иностранцы специально приезжали за ними в Советский Союз.
Итак, что же это за вещи?
Часы «Чайка», «Победа» и «Командирские»
Советский Союз долгие годы считался ведущим производителем и экспортером часов. Возможно, сегодня в это сложно поверить, но еще в недавнем прошлом лучшие швейцарские часы были главным соперником советских. Конечно, по внешним характеристикам они несколько уступали, зато их прочность и долговечность привлекала большее внимание покупателей по всему миру. Только отечественные название «Ракета» и «Чайка» за границей были изменены на Sekonda и Cornavin, но качество и дизайн оставались неизменными.
Легендарные часы «Победа», выпущенные к годовщине победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, спустя 15 лет полетели в космос вместе с собакой Чернушкой — за месяц до Юрия Гагарина. По возвращении они обрели еще большую популярность — об этом говорил активный экспорт в 38 стран мира.
А еще иностранцы просто обожали водонепроницаемые «Командирские» часы, которые начали производиться на Чистопольском часовом заводе в 1965 году. Поначалу их изготавливали исключительно по заказам для Министерства обороны, но со временем стали производить и для свободной продажи. По слухам, первая партия разошлась всего за 2 часа, несмотря на довольно высокую стоимость в 45 рублей. Многие пытались добыть заветные часы и у фарцовщиков, только приходилось платить в два раза больше: от 90 до 110 рублей.
Фотоаппарат «Зенит»
Советские фотоаппараты обожали во всем мире! Страна Советов была главным экспортером этих гаджетов, приносивших своим создателям немалый доход. С 1947 года в Советском Союзе стабильно производились пять фотоаппаратов: «Киев», «Ломов», «Горизонт», «Салют» и «Зенит». Но именно последний был самым желанным. Его закупали в Великобритании, Австрии, Франции и Италии.
За что любили «Зенит»? В первую очередь за бесперебойную работу и четкость снимков, которые никогда не подводили несмотря на весьма бюджетную стоимость. Не меньше ценилось и удобство: благодаря наличию пентапризмы фотоаппарат позволял делать кадры на уровне глаз, а не пояса, как это было раньше с зеркальными камерами. Со временем «Зенит-Е» стал самым популярным фотоаппаратом, который производили в подмосковном Красногорске вплоть до 12 млн экземпляров в период до 1986 года.
Мотоцикл «Урал»
Советские мотоциклы ценили и любили во всем мире. Общепризнанным лидером в те времена считался «Урал», который впервые начали выпускать еще в 1940-х годах для Красной Армии. Поговаривали, что модель полностью скопирована с немецкого «БМВ», но директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов возражает: «Мы ничего не воровали, это неправда! В 1940 году, когда у нас запускалось производство, Советский Союз был с Германией в хороших отношениях. Немцы сами передали нам и лицензию, и чертежи».
Вскоре мотоциклы начали изготавливать для гражданского населения, которое полюбило их с первой поездки. В селах он заменял лошадей, а в городах — дорогостоящие машины, их могли себе позволить далеко не все. В народе «Урал» ласково называли «рабочей лошадкой». Надежность, демократичная цена и наличие «коляски» ценились не только нашими соотечественниками, но и иностранцами. Так, на этом мотоцикле был замечены голливудские звезды Стивен Тайлер, Брэд Питт и Эван Макгрегор, который заботливо перевозил в коляске свою любимую собаку.
Автомобиль «Нива»
Если вы до сих пор верите в миф, что советский автопром заставлял иностранцев смеяться, то зря. Впервые вышедший с конвейера серийный автомобиль ВАЗ-2121 стоил очень дорого (от 7 до 9 тыс. рублей), но вмиг завоевал популярность среди населения и заставлял практически каждого грустно вздыхать из-за невозможности приобрести заветную «лошадку».
Дело в том, что советским людям просто не доставалось экземпляров из-за того, что большая часть отправлялась за границу, преимущественно в Великобританию, Бельгию и Норвегию. «Советский вездеход» там отрывали с руками. Всех прельщал стильный дизайн автомобиля, неубиваемый кузов и легкая управляемость. Плавный ход и высокая проходимость не оставляли никого равнодушным, а потому люди по несколько лет откладывали зарплаты, лишь бы купить эту чудо-машину.
Одежда Slava Zaitsev
Первым советским кутюрье, которому позволили продемонстрировать свои коллекции на парижской Неделе моды, стал Вячеслав Зайцев. В условиях железного занавеса нашим дизайнерам были закрыты практически все дороги на мировой подиум, а о всеобщем признании оставалось лишь мечтать. Но именно Вячеславу Зайцеву удалось пробиться сквозь купол и зарекомендовать себя среди иностранцев.
О его нарядах мечтали модницы Японии, Германии, США и Италии, а среди главных поклонников были французский модельер Клод Монтана, американский дизайнер Донна Каран и японский кутюрье Ханаэ Мори. Российский художник-модельер занял свое почетное место в одном ряду с Пьером Карденом и Роберто Кавалли, навсегда закрепив за собой звание «царя советской моды».
Фото: Медведев Михаил, Созинов Виталий, Юрий Белозеров/Фотохроника ТАСС, Shutterstock/FOTODOM