У каждого человека в жизни случаются тяжелые периоды, когда он понимает, что не способен справиться с проблемами самостоятельно. Одни в такие моменты ищут поддержки у родных и близких, другие обращаются за квалифицированной помощью к психологам, третьи отправляются на безвредные, на первый взгляд, тренинги личностного роста, обещающие перевернуть сознание. Однако есть и те, кто, начитавшись отзывов в Сети, решается на употребление галлюциногенов. Например, аяуаски, которую изготавливают в Латинской Америке.
«Лоза духа»
Аяуаска (она же «лоза духа» или «вино мертвых») — это особый напиток, который в Перу готовится из двух растений.
Банистериопсис каапи — лиана, растущая в джунглях Южной Америки. В ней содержится целый ряд психоактивных веществ, которые раньше использовались в некоторых странах как антидепрессанты.
Вторая составляющая — психотрия зеленая. Именно она содержит в себе диметилтриптамин, который и вызывает красочные галлюцинации. Это вещество в чистом виде растворяется в желудочно-кишечном тракте, не вызывая никаких психоактивных эффектов, но в сочетании с банистериопсис каапи оно не только проходит желудочно-кишечный тракт, но и попадает в кровь, а оттуда — в мозг, после чего у человека начинаются сильнейшие галлюцинации, которые позволяют ему пережить так называемый мистико-религиозный опыт.
Сейчас аяуаска в большинстве стран (в том числе и в России) является запрещенным препаратом и классифицируется как наркотическое вещество.
К слову, римско-католическая церковь называет отвар демоническим и строго запрещает истинным христианам его употреблять.
Однако власти Перу и Бразилии считают аяуаску своим национальным достоянием, поэтому употребление так называемого «вина мертвых» и церемонии, которые связаны с этим, там не запрещены. Также в США существует религиозная организация Uniao de Vegetal, члены которой употребляют аяуаску во время обрядов. Ее последователи принимают вещества, запрещенные Министерством юстиции, однако они выиграли судебный процесс и не попали в тюрьму. Данная «церковь» продолжает активно работать по сей день.
Смысловые галлюцинации
Многие известные личности описывали свое знакомство с этим галлюциногеном. Среди них и американский писатель Уильям Берроуз, который пытался таким образом избавиться от опиоидной зависимости (об этом он рассказывал в книге «Письма Яхе»).
Знаменитый музыкант Стинг неоднократно признавался, что его творческая деятельность напрямую связана с аяуаской: «Я выпил отвар, и через 40 минут начало происходить нечто странное…Через каждую клетку моего существа я чувствовал Вселенский Разум».
Среди отечественных знаменитостей о своем опыте употребления аяуаски чаще всего открыто говорит в прямых эфирах Виктория Боня.
Она настаивает, что отвар способен полностью изменить жизнь человека и избавить его от пагубных привычек, зависимостей и болезней.
Ожидание и реальность
Люди, которые регулярно отправляются в Перу и участвуют в церемониях, частью которых является употребление аяуаски, утверждают, что этот напиток способен «раскрыть саму суть жизни, подняться над прошлым и найти связь с духами». Это вещество, по их заверениям, может помочь и исцелиться от болезней, и обрести себя, и решить психологические проблемы, и даже избавить от зависимостей (не только от наркотической, но и алкогольной или никотиновой).
Однако главврач наркологической клиники «Можайка 10», квалифицированный нарколог и психиатр Василий Александрович Шуров, предупреждает, что верить сказочным обещаниям не стоит.
«Ни от какой алкогольной или никотиновой зависимости избавиться таким способом невозможно, потому что в этих случаях речь идет о физическом привыкании. Несколько иначе дело обстоит с наркотическими веществами. Тут присутствует момент переключения, который часто срабатывает у закоренелых наркоманов. Они просто переходят с одного вещества на другое, ведь для них главное — факт измененного сознания. Психоактивное вещество доставляет им своеобразное удовольствие, поэтому можно говорить, что речь идет о подмене. На самом же деле волшебные свойства у аяуаски отсутствуют. Если зависимость есть, то с ней важно работать так же, как с классической зависимостью — надо обратиться к квалифицированному наркологу и разработать программу. После этого постепенно, в соответствии с этим планом, необходимо менять свой образ жизни и установки в голове. Ни чудесных таблеток, ни методик, ни, тем более, галлюциногенов, которые решат эту проблему одномоментно, пока не существует».
Людей с психологическими проблемами курандеро (шаманы-целители) и зависимые от аяуаски убеждают, что отвар способствует открытию глубин подсознания и пути постоянного самосовершенствования.
Мол, достаточно лишь регулярно участвовать в церемониях, чтобы избавиться от отравляющих жизнь комплексов.
Однако наш эксперт предупреждает: «Конечно, некоторым действительно проще отправиться в Перу и стать участником обряда, чтобы на какое-то мгновение почувствовать себя лучше. Ведь после обращения к психологу человеку предстоит долгая работа над собой и признание неприятной правды о себе и своих проблемах. Однако не стоит забывать, что ощущение всемогущества длится ровно до тех пор, пока человек находится в состоянии измененного сознания. Когда он приходит в себя, у него не остается никаких новых знаний. Более того, существует довольно высокий риск утратить те знания и опыт, которые нарабатывались всю жизнь. Поэтому если имеются какие-то психологические проблемы, то нужно обращаться к психологу или психотерапевту, а не к шаману в джунглях. И уж тем более не распивать непонятный напиток, после употребления которого вас, вероятно, еще долго будут приводить в себя в психиатрической клинике».
Еще одна опасность кроется в том, что некоторые люди свято верят, что серьезные психические заболевания, в том числе шизофрению и клиническую депрессию, можно вылечить, получив тот галлюциногенный опыт благодаря аяуаске.
«Шизофрению аяуаска точно не лечит. Ее никто пока не может вылечить. Есть препараты, которые помогают добиться стойкой ремиссии — пациент становится практически неотличим от здорового. А в обострении он выглядит как принявший внушительную дозу аяуаски. Если же человек с депрессией попробует этот напиток, то высока вероятность, что у него будут устрашающие или печальные видения. Человек в депрессии в измененном состоянии сознания может причинить себе вред или даже покончить с собой от страха. Не стоит забывать, что именно ожидания влияют на качество галлюцинаций, которые человек увидит. Поэтому и депрессивным пациентам, и пациентам с шизофренией употребление аяуаски категорически запрещено», — уверяет Василий Александрович.
В списке значится
Необходимо помнить, что диметилтриптамин не просто так включили в список запрещенных в России веществ. Аяуаска и ее составляющие действительно вызывают физическое привыкание, а с самого первого раза может начаться тяжелейшая психологическая зависимость.
Об этом люди, советующие поездку в Перу на церемониальный обряд с напитком, упомянуть всегда забывают.
Куда подробнее об этой зависимости рассказывает нарколог-психиатр: «Этот препарат вызывает очень яркие галлюцинации, поэтому если человеку понравится пережитый опыт ''путешествия во времени и пространстве'', то он, конечно, захочет его повторять. Формируется психическое привыкание, возникает тяга снова употребить это вещество. Именно поэтому оно включено в категорию галлюциногенов, а также в реестр запрещенных веществ».
Доктор Шуров также рассказал нам о вреде аяуаски для психики: «Все эти изменения сознания, изменения мышления, галлюцинации, яркие эмоциональные всплески могут обострить и выявить изначальную предрасположенность к психиатрическим заболеваниям. Со стороны человек, который находится под воздействием этого напитка, неотличим от сумасшедшего. При длительном употреблении эффект становится еще страшнее. Меняется настроение, возникают определенные расстройства мышления, так называемая деперсонализация, то есть человек ощущает себя не как личность, а как часть Вселенной, то есть он сливается с каким-то мировым разумом. Человек перестает понимать, кто он, где он».
Русская рулетка
Важно помнить, что абсолютно любые галлюциногенные вещества влияют на каждого человека по-своему. Ученый-исследователь Рик Страссман, который написал книгу о действующем веществе аяуаски диметилтриптамине, утверждает, что опыт измененного состояния сознания напрямую зависит от трех факторов: сеттинга (где и в каких условиях человек получает вещество), самого вещества и особенностей (не только сознания, но и подсознания) конкретной личности.
Именно поэтому можно смело утверждать, что даже единичные случаи употребления могут закончиться плачевно.
На этом настаивает и наш эксперт: «Бывало, что людей привозили в тяжелейших психозах. Мы их восстанавливали. Со стороны это выглядит как обострение шизофрении. Человек становится невменяемым, может разговаривать с часами, со стенами, с окнами. Весь мир вокруг него оживает. Родственники, как правило, испытывают крайне негативные эмоции, потому что даже не могут понять, что случилось. Мы уже с этим сталкивались и успешно продолжаем работать: проводим дезинтоксикационную терапию, подбираем определенные психотропные препараты, которые восстанавливают мозг, подавляя галлюцинаторную симптоматику».
Врач-нарколог напоминает, что шаманы, в отличие от обывателей, люди тренированные. Их с самого детства обучают этим «путешествиям», которые считаются ежедневной рутинной практикой.
Именно поэтому сами курандеро не испытывают негативных последствий приема галлюциногенов. Другое дело — путешественники!
«Когда в эту среду попадает европеец со своим уровнем знаний и понимания жизни, для него это всегда лотерея — что и как на него подействует, как он из этих видений будет выходить, с какими мозгами вернется. Я это называю русской рулеткой. Может быть, вы вернетесь, может быть, вы вернетесь другим, а, может быть, вы прежний не вернетесь вовсе», — предупреждает наш эксперт. Именно поэтому «вино мертвых» стоит оставить лишь мертвым.
Минздрав предупреждает, что употребление аяуаски опасно для здоровья!
Фото: Getty Images