Еще недавно я была обычной жительницей мегаполиса, частью, да просто крупицей этого большого, шумного, многообразного общества, где каждый считает себя индивидуальностью и яркой личностью, кем-то исключительным и важным.
Сейчас сложно дать оценку тому, какой я была до прихода в религиозную практику, ведь всегда сложно оценивать себя объективно. Наверное, я была более легкомысленной, приземленной, ведомой, во мне было больше пустоты и страхов. А если верить словам окружающих, которые наблюдали за всеми изменениями в моей жизни, то с приходом в религию я стала более спокойной и умиротворенной.
Моя жизнь «до»
Я получила высшее образование на журфаке МГУ имени М. В. Ломоносова, строила карьеру в области PR в таких сферах, как шоу-бизнес, ресторанный бизнес, мода и бьюти-индустрия… Множество факторов сложились в то, что темой моей дипломной работы стала «Борьба с искусственно созданной исламофобией в российских СМИ». Хотя тогда я была очень далека от ислама и вообще от любой религиозной практики, но я очень четко осознавала, что манипуляции массовым сознанием по отношению к верующим людям очень сомнительны и в основе своей несправедливы. Наверное, это и была некая точка отсчета — я погрузилась в теорию, получила какие-то минимальные знания по религиоведению, и они «варились» внутри меня еще несколько лет.
Я всегда интересовалась глубинным смыслом человеческой жизни, у меня были периоды и полного отрицания религии, и моменты повышенного к ней интереса. Я читала много литературы по религиозной философии, а в какой-то момент увлеклась изучением квантовой физики (конечно, в облегченном, научно-популярном ее формате), и эта наука необъяснимым образом помогла мне сложить все мысли относительно религиозных аспектов в единую и внятную картину.
При этом моя семья никогда не была практикующей религию, хоть и верующей. У нас все сводилось, как и во многих других семьях советского периода, к соблюдению ритуалов — мы пекли куличи на Пасху, устраивали застолье на Рождество...
Но мои родители всю жизнь живут, основываясь на принципах добра, помощи нуждающимся, сочувствия, честности, скромности, неприхотливости, благодарности, — всего того, что должно быть в жизни верующего человека, какую бы религию он не практиковал.
Благодаря воспитанию, данному мне родными, образ жизни, который практикуется в исламе, с самого начала был для меня простым и естественным, за исключением каких-то принципиально новых моментов. Сейчас я к ним полностью привыкла и не мыслю себя без них — без ежедневных молитв Всевышнему, без соблюдения поста и так далее.
Существует распространенный стереотип, что ислам — это бесконечные ограничения и рамки. Это не так, хотя, наверное, человеку со стороны сложно это понять. Ислам — это свобода, абсолютно позитивное принятие всего, что происходит вокруг и внутри в душе, это строгая дисциплина, но она легкая во всех своих проявлениях! У меня есть одна из любимых литературных цитат, которая отражает мое восприятие ислама: «Иметь веру — это почти то же самое, что иметь крылья» (Джеймс Барри, «Питер Пэн»). До обретения ислама я просто жила без крыльев.
Я думаю, что большинству людей кажется — в Ислам приходят под давлением кого-то из близких, из-за навязанного обстоятельствами нового образа жизни или по другим внешним, не зависящим от человека причинам. Это тоже очень большое заблуждение. Это же не решение из разряда «сесть на диету» или «отказаться от шоколада, потому что аллергия». Ислам невозможно внушить кому-то против воли.
Конечно, так или иначе мы все постигаем какую-то религию, учение, философию через людей, которые являются носителями. На моем пути встречались удивительные девушки-мусульманки: с поразительным внутренним светом, умиротворенные, мудрые, с неописуемой энергетикой любви и добра. Изучение теории ислама и наблюдение за мусульманами, оказавшимися в моем близком окружении, дало мне ответы на все вопросы, которые меня волновали и беспокоили. Подчеркну, что меня никто не агитировал и открыто не призывал перейти в ислам. Его принятие происходило поэтапно и очень мягко. Все знания сначала пришли в мою голову и только потом «спустились» в сердце.
Моя жизнь «после»
Сам момент принятия окончательного решения о переходе в ислам был неуловимым. Оно возникло как внутренняя жажда. Когда мы хотим пить, мы не осознаем это желание и тем более не разделяем его. «Скоро я захочу пить, надо это обдумать», — ну не забавно ли? Точно так же мы не можем запланировать, например, влюбленность.
Яркая и четкая мысль, которую можно сформулировать как «Да, я принимаю ислам», пришла ко мне внезапно, при этом были и еле заметные физические ощущения — мурашки по коже и бессонница, но лишенная тревожности. И уже после началось настоящее волшебство: бабочки в животе, крылья за спиной, чувство всеобъемлющего счастья, любви и благодарности.
Отмечу, что у меня не было резкого, моментального перехода из одного образа жизни в другой, все происходило медленно и поэтапно. Это помогло избежать эффекта неожиданности в отношениях с родными, который при другом раскладе событий мог бы вызвать негативные эмоции.
Ведь если близкий человек ни с того ни с сего, на ровном месте меняется и внешне, и внутренне, становится во многом непонятным и незнакомым, сложно ожидать позитивной реакции.
Это касается не только прихода в религиозную практику. Мне, например, психологически сложно смириться даже с новой стрижкой сестры или новым цветом волос подруги. Но в моем случае касательно веры все произошло плавно и мягко, никакого неприятия «новой меня» у родителей и друзей не появилось. Конечно, какие-то моменты нужно было объяснить, растолковать. Но ведь в результате моя жизнь изменилась к лучшему, и они это поняли.
Какие-то особенности религиозной практики, ставшие частью моего повседневного быта, никак не мешают близким. Для них я навсегда останусь такой, какой была. Вообще я не думаю, что мой новый внешний образ или, например, совершение молитв, могут когда-либо и каким-то образом изменить мои отношения с окружающими.
Кстати, никакой церемонии принятия ислама у меня не было. На самом деле отсутствие всего лишнего, напускного, ненужного меня и покорило в исламе, когда я только изучала эту религию. Обычно под церемонией перехода в ислам подразумевают произнесение шахады — то есть свидетельства о том, что человек признает Единобожие и Мухаммада как Посланника Всевышнего. Ехать при этом в мечеть к имаму и брать с собой свидетелей совершенно не обязательно. Можно произнести эти слова перед миллионом свидетелей в сотнях мечетей, но если они не исходят из сердца, то в них нет смысла. Это осознание — только между тобой и Всевышним. И у шахады нет никакой ценности и значения, если продолжать жить как раньше, те не выполнять обязательств мусульманина: не молиться, не соблюдать пост, не выплачивать милостыню, не совершать паломничество, не соответствовать или хотя бы не стремиться соответствовать высоком моральным нормам жизни в исламе.
Ислам — это не шведский стол в ресторане, где мы можем выбрать то, что нам хочется сегодня и не захочется завтра. Ислам — это целая система, и первостепенно в ней важен ежедневный намаз (молитва, — прим. Woman.ru). До того, как я начала читать его строго пять раз в день, я очень долго изучала ислам, интересовалась им, четко осознавала божественное происхождение Корана. Но пока я не читала намаз — я не являлась мусульманкой. Согласитесь, было бы странно утверждать, что ты вегетарианец только потому, что ты полностью разделяешь убеждения вегетарианцев и принимаешь их ценности, но при этом продолжаешь есть мясо. Так не бывает. Если ты вегетарианец — то ты вообще не ешь мясо, верно? То же самое и с исламом.
После произнесения шахады, то есть окончательного принятия ислама, совершенно необязательно брать второе имя или менять родное, если оно не несет никакого негативного смысла (например, имена с переводом типа «воинственный», «разрушающий» или имена из древнегреческой мифологии).
Значение моего имени — Наталья — абсолютно нейтрально, у него латинское происхождение (от natalis — «родной»). Впрочем, мне хотелось для себя самой как-то обозначить свое обновление, символически войти в новый этап моей жизни. Сейчас я не уверена, что это вообще было нужно. Но ко второму имени Нармин я уже привыкла и полностью идентифицирую себя и с этим именем тоже.
Выбирала я его по значению и красоте звучания — с персидского это имя переводится как «мягкая». Окружающие зовут меня так, как им больше нравится — иногда даже обоими именами сразу, Наталья Нармин.
В исламе нет деления на этнических мусульман или людей, пришедших в религию, нет деления на нации и народности, поэтому вопросов о принятии или непринятии друг друга, какой-то вражды в отношениях между мусульманами не существует.
Мой брак
Я замужем уже четыре года, хотя иногда, как говорится, я путаюсь в показаниях, ведь мы с супругом не отмечаем годовщины свадьбы. Да и наш скромный никах (религиозное бракосочетание, — прим. Woman.ru) не сопровождался никакими празднованиями и торжествами, нам казалось это абсолютно лишним. Я по-прежнему считаю, что нет никакого смысла в каком-то особенном празднике по поводу соединения двух личностей в одну «ячейку общества», если на следующий день он заканчивается. Счастье в каждой семье — это что-то очень личное и непередаваемое, и как раз оно и является самым настоящим праздником, который сопровождает двух любящих людей всю жизнь, вне зависимости от дат на календаре.
Со своим супругом я познакомилась совершенно случайно и тогда даже не думала об отношениях с мужчинами и замужестве. Я была полностью сосредоточена на получении все новых и новых знаний об исламе, в который только-только вошла, и на развитии карьеры. Но после встречи с этим человеком все развивалось очень стремительно и мы достаточно быстро поженились.
Вопреки распространенным заблуждениям, замужество в исламе не запирает девушку в четырех стенах и не делает из нее вечную домохозяйку. Любовь в исламе совершенна, она дает возможность развития и роста обоим супругам. На самом деле только в браке, в семье искренне верующие находят утешение, радость, спокойствие и благодать.
Любовь через призму веры абсолютно не лишена романтики, что иллюстрирует один из хадисов (преданий о словах и действиях пророка Мухаммада, — прим. Woman.ru): «Когда муж и жена смотрят друг на друга с любовью и нежностью, тогда Всевышний смотрит на них с милостью. И когда муж берет жену за руку, их грехи падают сквозь пальцы».
Ислам помог мне верно расставить приоритеты и объяснил, что любовь — это нечто реальное и безупречное, а источником ее является душа. Я убеждена, что она не меняется в зависимости от количества денег, например, или каких-то трансформаций внешности. Поэтому для меня в отношениях в первую очередь важно внутреннее «наполнение» человека. Все остальное уже второстепенно. Деньги, карьерный успех, здоровье, ослепительная красота, хорошее настроение — все это может и неожиданно исчезнуть, и внезапно появиться...
Мой стиль
Приняв ислам, я полностью приняла и тот факт, что у мусульманок есть определенные каноны, которые необходимо соблюдать во внешнем виде. Но я осознала, что это не ограничения, а скорее руководство к верному выбору. Мой внешний вид — отражение моей внутренней жизни, принципов и взглядов, это мировоззрение.
Ношение хиджаба является одной из обязанностей мусульманки в религиозной практике. Да, это одежда, которая не украшает женщину, скрывает ее формы и не привлекает внимания. Сейчас мне кажется, что это естественный и самый правильный выбор для каждой девушки. Но, конечно, я понимаю, что многие со мной не согласятся. Дело в том, что мусульманка осознает свою ценность как личности и уважает свою женственность, поэтому у нее нет потребности постоянно доказывать свою привлекательность посторонним людям с помощью яркой одежды и демонстрации своей фигуры.
Я считаю, что задачи «быть стильной» перед мусульманкой вообще не должно стоять. Нужно быть опрятной, не отталкивающей окружающих своим внешним видом, уместно одетой, но не стильной.
Ведь что такое «стильный»? Это «выдержанный в определенном (как правило, в привлекательном) стиле». Привлекательный по чьему мнению? По мнению общества, верно? Но восприятие стиля или моды очень относительно, индивидуально и, следовательно, навязано разными людьми друг другу. Для меня большой вопрос, что в данном случае является ограничением — модные тенденции и стиль определенной эпохи или стремление женщины выглядеть аккуратно и скромно.
Вообще мусульманки — это миллионы женщин. Их принадлежность к исламу не говорит о том, что их можно объединить по каким-то внешним признакам. На стиль той или иной мусульманки влияет регион, в котором она живет, ее личное восприятие веры, глубина ее погружения в религиозную практику... Множество факторов. Например, мы легко можем встретить в компании мусульманок, которые будут одеты в хиджабы, девушку в джинсах и футболке. Мы не имеем права сказать, что она не мусульманка, если она читает пятикратный намаз, если она соблюдает обязательный пост, выплачивает закят (обязательный налог в пользу бедных, — прим. Woman.ru) и так далее. Она неполноценно практикующая мусульманка, но это ее личная ответственность.
Точно так же нельзя называть тех девушек, что ходят, полностью закрывая лица никабом, «радикальными» мусульманками — это неправда. Их право — скрывать себя от чужих глаз. В этом нет ничего излишнего. Мусульманки бывают очень разными, и их стиль, манера одеваться, разумеется, тоже отличаются.
Подводя итог своей истории, я могу уверенно сказать, что ислам полностью изменил мою жизнь. Эта вера научила меня осознанности — умению быть «здесь и сейчас» — и осознавать каждую минуту как самую важную и ценную. Я перестала наивно полагать, что все в жизни должно быть идеально и именно таким, как я запланировала. Сейчас я понимаю, что все трудности и огорчения являются лишь частью жизни, подарками и уроками, благодаря которым мы растем и становимся лучше. Что бы ни происходило, я уверена, что Творец приготовил для меня самый лучший вариант развития событий: не только то, чего я сама себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.