Кто из нас не любит встретиться с подругой на вечерний коктейль, чтобы обсудить новые сплетни? Неизменная фраза «Ничего личного, но…» с долгим и глубоким продолжением знакома каждой из нас. Кажется, что в этом нет ничего страшного, ведь конфликты от анонимных обсуждений никуда не исчезнут, да и вообще, о них же никто не узнает. Но это работает только в том случае, если ваша собеседница, как и вы, умеет держать язык за зубами. В противном случае, у слухов есть все шансы разлететься, что, самом собой, не есть хорошо.
Помимо этого, уже давно доказано, что у сплетен есть одно важное преимущество — они невероятно сближают. Благодаря им люди невольно становятся более открыты к сотрудничеству и готовы объединяться в большие группы.
Также ученые пришли к выводу: слухи распространяются из-за того, что обмен информацией о репутации разных людей может оказать на получателей эффект «сдерживания эгоизма». Говоря простыми словами, те люди, которые слышат сплетни, в конечном итоге обусловливают свое поведение репутацией других. Поскольку никто не хочет быть предметом будущих сплетен, это удерживает людей от совершения эгоистичных поступков.
Но почему мы вообще сплетничаем? Не секрет, что перемыть косточки больше всего любят женщины. Психологи Пекинского педагогического университета (КНР) решили выяснить, в каких ситуациях женщины склонны распускать слухи и почему большинству из нас свойственно «копаться в грязном белье».
Исследователи провели анализ и опубликовали его результаты в журнале Evolutionary Psychological Science. Чтобы определить, что наталкивает подавляющее количество женщин на регулярное обсуждение слухов, психологи опросили около 190 респонденток в возрасте от 23 до 35 лет.
Каждая из них должна была оценить собственную физическую привлекательность и то, насколько сильно они себя любят или же, напротив, не любят. Также им необходимо было оценить физическую привлекательность женщин на фотографиях, которые им показывали в случайном порядке.
Затем кажду просили представить следующую ситуацию: она находится в компании, в которой присутствует мужчина, с которым она бы хотела завести более тесные отношения. Женщина с фотографии тоже оказывается в этой компании и явно заинтересована во внимании того же мужчины. В этот момент участнице нужно было оценить степень ревности, которую она испытывает по отношению к потенциальной сопернице.
После ей сообщали негативную информацию о женщине с фотографии, которая могла бы подпортить ее репутацию, и просили оценить вероятность того, что она поделится этой информацией с другими людьми в той или иной ситуации.
Таким образом, исследователи рассматривали сплетни в качестве средства, которое позволит им одержать верх над потенциальными соперницами, если те кажутся им более заслуживающими внимания мужчин, чем они сами.
«Наши результаты показывают, что при столкновении с физически привлекательными потенциальными соперницами молодые женщины испытывали высокий уровень ревности к своему партнеру и были более склонны передавать своим друзьям негативную информацию, которая могла нанести ущерб сексуальной репутации потенциальных соперниц», — говорится в исследовании.
В заключении авторы анализа сделали следующие выводы:
К сплетням больше склонны женщины с низкой самооценкой, а в особенности те, которые осознают, что потенциальная соперница, к которой они ревнуют, действительно красивее.
Чем красивее соперница, тем активнее будет проявляться ревность и выше шансы, что о ней начнут распространять сплетни.
Женщины предпочитают сплетничать с близкими подругами и не с кем-то еще.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru