Женщины дерутся за жизнь, за детей, за любовь и... от скуки
Ехала в маршрутке и услышала за спиной девичий разговор: «Я ни разу в жизни не дралась!» «А я только один раз, когда разнимала. Мне за компанию врезали, пришлось защищаться...» «А, ну я тоже разнимала...» Тут вспомнилось, как меня учили драться в мои 30 с лишним. Учила подруга, которой было под 40. Мы работали вместе: днем писали высокоморальные статьи, а вечером обсуждали приемы самозащиты от слабого пола.
История стара как мир: дамы не поделили кавалера. Бывшая пассия моего приятеля пыталась вернуть его расположение. Меня не вмешивали, да я и не пыталась: сражаться за мужчину не наш метод. Но тут общий знакомый меня предупредил: «Ты учти, она уже не одну соперницу поколотила». На мой смешок («Право слово, неужели кто-то еще дерется?») он рассказал несколько убедительных историй. Воображение тут же нарисовало сюрреалистичную картину: дамочка является ко мне домой и с порога самоутверждается кулаками... Ладно я, а если это увидит ребенок? «Какого она роста? спросила старшая подруга, когда я поделилась с ней сомнениями. Повыше тебя? Тогда дело плохо. Ну ничего, действуй так: сразу хватай ее за волосы и припечатывай головой о свою коленку».
Люди добрые, я ждала, что сейчас мы вместе поржем, а получила инструкцию по рукопашному бою! «Ты рехнулась, говорю. Я муху в окно выпускаю, а не прихлопываю!» «Брось свои интеллигентские штучки. Если не ты ее, то она тебя». И мы пошли покупать газовый баллончик...
По дороге в магазин подруга рассказала историю из собственной жизни. Когда она трудилась воспитательницей детского сада, на нее набросилась ревнивая жена одного из рабочих. Кто-то что-то наболтал, женщина приняла дым за огонь и в воспитательных целях при детях (!) решила оттаскать «разлучницу» за волосы. Подруга сначала растерялась, а потом от души врезала ревнивице, да еще заставила ее публично просить прощения. «Некоторые понимают только силу кулака», ответила подруга на мои бледные попытки убедить ее в силе слова.
Не секрет, что мы живем в «мужском мире», в котором женщина заведомо слабое существо. Социальные стереотипы (дерущаяся фемина это некрасиво, нецивилизованно, ненормально!) вынуждают нас вести партизанскую войну. На слуху истории о деловых дамах, «нанимающих бандитов». О моделях, подпиливающих каблуки своим более удачливым товаркам. О женах, подсыпающих любовнице мужа слабительное.
И все-таки стереотипы меняются. Общество неохотно, но все с большей благосклонностью поглядывает на открытое проявление женской агрессии. С середины XX века набирают обороты женские единоборства. Среди зрелищ такого рода есть кэтфайтинг «кошачья драка», когда женщины дерутся между собой без правил. На киноэкранах появляются новые культовые героини: они не плачут они «мочат» врагов обоего пола направо и налево! (Вспоминте 5-кратную чемпионку по каратэ Синтию Ротрок, звезду Голливуда, снявшуюся в тридцати фильмах.) Стоит ли удивляться статистике бытовых драк: почти каждый второй мордобой творится нежными женскими ручками (на десять серьезных мужских разборок четыре женских).
Вряд ли подобное положение дел можно считать заслугой феминисток или разумной уступкой мужчин. Думаю, что таким путем через женщин природа пытается достучаться до слабеющих мачо. Она как бы разрешает нам выпускать пары (сбрасывать психологическую усталость), чтобы не взорвать этот мир к чертовой матери.
Считается, что драки чаще происходят по пьяни в среде малообразованных теток. Например, в деревнях: бабы напьются и давай друг друга метелить в хвост и в гриву. Или среди гиперактивных малолеток болезнь роста, так сказать. Ан, нет. Послушайте, как интересно: в 1727 году подрались две оперные примы Куцони и Бордони. Разборка на тему «кто талантливее, искуснее, а значит, важнее для публики» случилась прямо во время спектакля! Две разъяренные женщины катались по сцене, вцепившись друг другу в волосы. Одна была из зажиточной семьи и некрасива, другую называли «обворожительной аристократкой» (кстати, на портретах все с точностью до наоборот).
Случай, конечно, из ряда вон. Но по-своему доказывает: ангельская внешность, воспитание и возраст не панацея от рукоприкладства. Я сама знакома с несколькими женщинами, имеющими высшее образование, которых не пугает перспектива драки неважно с кем, если «за дело». Одна из них, например, закончила физмат с красным дипломом, занимается интеллектуальным трудом и заодно единоборствами. Ненавидит детей и на равных участвует в мужских разборках вместе со своим супругом. Можно объяснить такую женскую «мужественность» избытком тестостерона, а можно психологией новых амазонок.
Вообще, потенциальная способность стать участницей крутой женской потасовки просчитывается довольно просто: если вы хоть раз в жизни схлестнулись на кулаках с мужчиной, то против равной соперницы рука у вас не дрогнет. Психологи объясняют это преодолением внутреннего барьера: могу ударить или нет?
Что заставляет женщин устраивать разборки между собой? «Природные» причины точно как у животных. Все самки сражаются...
• За свою жизнь. Гладиаторш по нынешним временам не сыщешь, но в ситуации «жизнь или смерть» женщина не сдастся без боя. Не случайно одно из первых правил телохранителя-профессионала гласит: «Никогда не допускайте ошибку, недооценивая стоящую перед вами женщину!»
• За своего детеныша. Подруга, посоветовавшая мне купить газовый балончик, однажды заступилась за свою дочь, которую хотели избить девчонки из параллельного класса. Мама подловила девиц после уроков и доходчиво объяснила: «Тронете ее пальцем отловлю каждую по одиночке и изобью до полусмерти. Плевать мне на полицию! Зато вы запомните на всю жизнь». Тигра, а не мама. Девчонки присмирели, и дочь смогла спокойно закончить школу.
• За территорию и пищу. В мирное время эти ставки меньше, чем жизнь, и касаются в основном работы. Руками особо не помашешь, поэтому используются партизанские или цивилизованные способы борьбы. В прессе мелькала статистика, что по рабочим вопросам женщины обращаются за помощью в суд в два раза чаще, чем мужчины.
• От безделья. Это сугубо человеческий «довесок» к животным инстинктам. Во времена Екатерины II женские дуэли на шпагах и пистолетах стали частью светской жизни. Императрица сама выступала секунданткой и, кстати, ввела правило: «До первой крови!» В XIX веке разборки переместились в дамские салоны, увеличились числом и, бывало, заканчивались смертоубийством дуэлянток и секунданток. Дуэль мог спровоцировать жаркий спор на политическую (!) тему. Скука страшная вещь. Похоже, светские амазонки «бесились с жиру».
Отдельной строкой про любовь. В борьбе за мужчину женщины также могут сцепиться в открытую. Представьте себе: между Жорж Санд и графиней Мари д'Агу, которая приревновала знаменитого композитора Ференца Листа к писательнице, состоялась дуэль... на ногтях! Соперницы встретились в доме композитора. Оружие острейшие ногти предложила Мари. Сам предмет страсти заперся в кабинете и вышел оттуда лишь убедившись, что дамы угомонились. Жорж Санд благоразумно решила уйти с дороги темпераментной графини. В другом случае дуэль двух молоденьких продавщиц на перочинных ножах закончилась множественными ранениями в грудь, шею и плечо. Молодой франт, из-за которого сражались девушки, скрылся в неизвестном направлении...
Очевидно, что женщинами в таких ситуациях движет неосознанный инстинкт продолжения рода: «Хочу для себя лучшего самца!» Все понятно, но вот незадача: выглядят эти ситуации нелепо. Был бы «трофей» последним мужчиной на Земле тогда да, а так... К слову сказать, в животном мире за «производителя» бьются самки лишь тех видов, где самцы существа «второго сорта». То есть, где парней «за людей не считают». Может быть, «человеческие» мужчины чувствуют сомнительную ценность подобного положения и поэтому сбегают от Диан-охотниц?..
Сбегать-то сбегают, но сначала обязательно понаблюдают за «фемининым побоищем». Известный антрополог Дэвид Гивенс убежден: женские драки сексуально привлекательны для мужчин, ведь в мозгу центры агрессии и сексуальности расположены рядом. И неважно, голыми сражаются дамы или закутаны в чадру с головы до ног получивший пищу агрессивный центр все равно растормошит сексуальный, и зритель, соответственно, и удовольствие получит, и возбудится.
Из научных наблюдений за поведением животных. Пока два мощных оленя до одури сражаются за олениху, неподалеку часто пасется третий олень силой послабее, но не дурак. Пользуясь заварухой, он покрывает утомленную ожиданием девушку, которая ему безмерно за это благодарна.
Между прочим, когда бьются самки, происходит то же самое: мужчина под шумок уходит с третьей тихой и спокойной. Ведь подраться он и сам может, а вот борщ вкусный сварить не факт.