При прочтении последних новостей складывается ощущение, что мир медленно, но верно, катится назад, к «Домострою», когда мужчине можно было все, а женщине — ничего. Вот никому неизвестная пара влюбленных отправляется в кругосветное путешествие вдвоем, а потом оказывается, что молодой человек поднимал руку на девушку, а она молча сносила побои и терпела его издевательства, потому что, похоже, боялась остаться в незнакомой стране одна-одинешенька (и все-таки на самом деле осталась, о чем и написала на стене своей группы в vk). Вот известный актер, по свидетельству родных супруги, поднимает руку на свою молодую жену, на которой только-только женился...
Результаты опроса, проведенного специалистами из МГУ два года назад, поражают: 50% респонденток хотя бы раз подвергалась физическому насилию со стороны мужей.
Но волосы на голове шевелятся не только от того, что мужчины так себя ведут, но и от реакции достопочтенной публики на информацию, появившуюся в прессе. Нам кажется, что домашнее насилие будет невозможно остановить до тех пор, пока будут существовать люди, которые пишут подобные комментарии:
«Это она его спровоцировала и довела. А может и не он её избил. Почему я так считаю? Потому что прежних пассий он не избивал. А у неё на лице написано, что стерва». Выходит, что если кто-то что-то «прочитал» на лице, то женщину можно бить? Если женщина не отличается ангельским характером, ее можно бить смертным боем? «Интересно, что послужило толчком к его поступку? Явно что-то очень серьёзное! Просто так люди не избивают своих жен!» - недоумевает еще один из наших комментаторов к тому же самому материалу о подробностях случившегося в семье Марата Башарова. Да неважно, что случилось и послужило, женщин бить нельзя. По умолчанию.
Мы не будем сейчас составлять психологический портрет мужчины, способного поднять руку на женщину и его жертвы. Скажем лишь, не только низкая самооценка, но и скептические настроения в обществе заставляют жертв домашнего насилия молчать.
- «Все равно никто не поверит» (действительно, домашние тираны выглядят так, что не внушают опасения другим людям, и никогда не подумаешь, что этот человек способен на такие действия).
- А если и поверят, то скажут, что «сама виновата» — вела себя не так, говорила не те слова, провоцировала.
- Кроме того, жертвы насилия молчат потому, что про это стыдно говорить вслух, будто признаваясь в чем-то неприличном.
- Порой им действительно кажется, что так живут все. А иногда у женщин просыпается надежда, что насильник исправится, покается, осознает, и жизнь заиграет новыми красками.
Парадокс, но он действительно «исправляется», но хватает «раскаяния» ненадолго. Дело в том, что домашнее насилие циклично (об этом еще в прошлом веке писала американка Ленор Уолкер, и с тех пор ничего не изменилось и вряд ли изменится) и состоит из 4 фаз:
Фаза №1. Нарастание напряжения (возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи)
Фаза №2. Насильственный инцидент (происходит вспышка жестокости любого характера — эмоционального, физического или вербального)
Фаза №3. Примирение (обидчик извиняется, объясняет причину своей жестокости, а потом либо перекладывает вину на плечи жертвы, либо делает вид, что жертва серьезно преувеличивает значимость произошедшего)
Фаза №4. «Медовый месяц» (тут название фазы говорит само за себя).
Увы, после «медового месяца» напряжение опять начнет расти, так что все повторится сначала.
Очень хочется напомнить еще раз одну фразу, которая, к счастью, становится все популярнее (по крайней мере, в Рунете): «Бьет — значит ст. 111, 112, 115 и 116 УК РФ, а никакая не любовь».
А тем, кто нашел в себе силы признать, что в жизни что-то явно пошло не так, пожелать сил хотя бы позвонить – бесплатно, анонимно, круглосуточно:
8 800 7000-600
Кризисная линия доверия для женщин