У каждого из семьи последних Романовых, кроме маленького цесаревича Алексея, был любимый парфюм. Сегодня мы погрузимся в мир запахов, которые вдохновляли последних Романовых и были их верными спутниками.
Российские духи с французскими корнями для Николая II
Последний российский император пользовался ароматом фабрики «А. Ралле и Ко». Правда, каким именно, мы можем только гадать: в музее Царского села хранится только пустой стеклянный флакон, украшенный серебром, золотом, бриллиантами и монограммой царя.
Самое предприятие «А.Ралле и Ко» было открыто в 1843 году французом Альфонсом Ралле в московском районе Хамовники. Оно стало первым парфюмерным производством в стране (до этого в России производили только косметику — кремы). Рецептуры средств специально адаптировались французскими специалистами под морозный климат. Фабрика выпускала духи, а также пудру, мыло, помаду — всего более 600 видов продукции.
Благодаря профессионализму, трудолюбию и предпринимательским способностям Ралле предприятие в 1855 году стало официальным поставщиком императорского двора.
Позже Ралле передал управление заводом Эдуарду Бо. Его сын Эрнест в начале XX века создал несколько парфюмерных шедевров для России, а также парфюм Chanel No5.
Производство развивалось, его продукты получали награды на престижных парфюмерных выставках за рубежом. Новые фабрики открывались по всей России, а на юге страны у компании были плантации растений с эфиромасличными заводами.
Предприятие, основанное Альфонсом Ралле, работает до сих пор. Мы прекрасно знаем его, но как фабрику «Свобода» — так его назвали после революции.
Британские розы для императрицы
Жена Николая II Александра Федоровна отдавала предпочтение парфюмерии из-за рубежа, все-таки родилась и выросла в Германии. Ее фаворитом стал аромат White Rose («Белая роза») из Великобритании. Выпущен в 1910 году лондонским парфюмерным домом Atkinsons. Впрочем, это не чисто цветочный аромат, а «озоновая композиция с нотками розы и малины».
В 2018 году парфюмеры Atkinsons вновь обратились к винтажной композиции, представив ее обновленную версию White Rose de Alix — то есть Аликс, как близкие нежно называли Александру Федоровну.
Французский шик для великих княжон
А дочери Николая II предпочитали ароматы из Франции. А именно цветочные композиции от знаменитого французского парфюмера Франсуа Коти. Эксклюзивные флаконы для этих ароматов — настоящие произведения искусства — создавал мастер стекольного искусства Рене Лалик.
Первая из дочерей, Ольга, выбрала духи La Rose Jacqueminot («Чайная роза»), кстати самый первый аромат бренда. Он содержал целый розовый букет — нотки болгарской, чайной роз и жакмино, о которой есть стихотворение Федора Сологуба «Мерцает запах розы жакмино». Композиция дополнялась нотами жасмина, дамасской розы, фиалки, иланг-иланга и пряностей, а основу составляли амбра, мускус и сандал.
Вторая сестра, Татьяна, предпочла аромат Jasmin de Corse («Корсиканский жасмин»). Он покорил сердце также и Марины Цветаевой. Марию вдохновил аромат Lilas Pourpre («Пурпурная сирень») на пудровой основе, а Анастасия отдала предпочтение сладкому аромату La Violette Pourpre («Пурпурная фиалка») с ванильной базой и средними нотами фиалки.
Первый масс-маркет-бренд Российской империи
Но давайте ненадолго оставим императорскую семью и обратимся к истории парфюмерной отрасли. «А. Ралле и Ко» была первой парфюмерной фабрикой в России, но вскоре здесь открылись и другие. В 1864 году еще один француз, Анри Брокар, основал в Москве мануфактуру по производству мыла -эта ниша пока пустовала.
Первой продукцией цеха стало «Детское мыло». Позже появились и другие виды. «Народное мыло», а также другие продукты, были особенно популярны у бедных слоев населения. Наборы, включающие мыло, пудру и помаду, продавались по три копейки — отличный подарок жене и дочери местных рабочих и крестьян. Так Брокар первым вышел на массовый рынок в российской парфюмерно-косметической отрасли.
С расширением ассортимента мануфактура Брокара выросла в «Торговый дом Брокар и Ко». Фирма отличалась яркими решениями в дизайне и маркетинге. Например, знаковым продуктом стало мыло «Огурец», внешне имитирующее этот овощ — и подарок прекрасный, и игрушка. А на «Детском» мыле были напечатаны буквы — можно было собрать целый «алфавит». В развитие дела внесла свой вклад жена Анри Шарлотта, которая внедрила ряд успешных маркетинговых и рекламных идей, включая выпуск пробников мыла и украшение оберток портретами красивых девушек.
Букет для мамы императора
Вскоре фирма «Брокар и Ко» также удостоилась титула поставщика двора Его Императорского Величества. Но самое интересное произошло позже.
В 1913 году к 300-летию дома Романовых парфюмер «Брокар и Ко» Август Мишель представил уникальные духи, ставшие легендой. На создание аромата его вдохновила история: в 1870-х годах основатель фабрики Анри Брокар создал восковый букет с особым запахом каждого цветка для Марии Александровны, дочери императора Александра II.
Когда в начале XX века работу над новым ароматом поручили Августу Мишелю, он вспомнил о первом букете и создал по его мотивам, используя недавно появившиеся альдегиды — синтетические аромакомпоненты — духи. Его творение получило название «Любимый букет императрицы» и было преподнесено маме императора Николая II Марии Федоровне. Та им так восхитилась, что наградила создателя золотым перстнем с рубином.
Позже аромат получил призы международных выставок и сейчас хранится в версальском музее духов. Правда на упаковке был размещен портрет Екатерины II — говорят, что вдовствующая императрица Мария Федоровна одобрила название духов, но украсить их своим портретом не разрешила.
После Октябрьской революции фабрика Брокара была преобразована в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный завод No 5, а затем переименована в «Новую зарю». А рецептура «Любимого букета императрицы» по легенде легла в основу знаменитых духов «Красная Москва» 1924 года. Создал их все тот же Август Мишель, который и в советское время продолжил работать на фабрике. Аромат стал символом парфюмерии Советского Союза и знаковым парфюмом кинодив и жен чиновников.
Фото: Legion Media