Постановка «Чудесный грузин» подарила российскому обществу массу не менее чудесных дискуссий. Несмотря на повышенный градус обсуждений, которые развернулись среди театралов и массового зрителя, звучали мысли крайне актуальные. Например, о том, что есть традиционный театр сегодня и нужно ли его реформировать, или о том, насколько герои наших дней ответственны за культурное просвещение своей аудитории. И должны ли вообще быть ответственными…
Музыкальный критик Алексей Певчев еще год назад рассуждал о личности Ольгой Бузовой, которая стала катализатором этой общественной дискуссии. «Это феномен современности. Ее популярность — безотрадный символ времени», — объяснял он. В целом, негодование по поводу участия телеведущей в постановке МХАТа было построено именно на утверждении о снижении культурного уровня этого «безотрадного времени».
«Позор театру», «Мне стыдно жить в этом мире», «И это наши реалии, и имя им — Ольга Бузова», — мы цитируем вас, дорогие читатели.
Но чего не отнять от сложившейся ситуации, так это сильнейшего резонанса. На волне внезапного интереса широкой общественности к театру предлагаем вспомнить другие шокирующие спектакли, после которых зрители долго ругали современный мир, театр, режиссеров и образование, а иногда, и вовсе не дожидаясь окончания представления, вставали и уходили.
«Мертвые души», Гоголь-центр
Кирилл Серебренников обещал актуальное прочтение классики Николая Гоголя, которую все же решил не переносить в наше время и оставить в своей эпохе. К хронотопу претензий у критиков не было, а вот к исполнению вопросов появилась масса.
Режиссер представил постановку, в которой хотел продемонстрировать обезличенность толпы: мертвые души здесь одновременно у каждого героя пьесы. Буквально — у каждого. Поэтому актеры за один спектакль исполняли сразу же несколько ролей, перевоплощаясь из помещиков в свору собак, из крестьян — в табун лошадей. К таким товарищам Шариковым зрители оказались не готовы, как и к тому, что женские роли сыграли мужчины. А что? Все в лучших традициях исторического театра.
Добавьте к этому песни-зонги, написанные Александром Маноцковым, под психоделические мотивы которых происходили эти зооморфные трансформации. «Перед походом в театр я начала морально готовиться заранее, — писала одна из зрительниц. — После мне понадобилась перезагрузка и дополнительные выходные».
«24 плюс», Театр.doc
Российский театр документальной пьесы считается независимым, а потому и не страшится нарушить классические каноны. Так что в любом случае постановки там с большей вероятностью будут иметь шокирующий эффект. Добавьте к этому троих полностью обнаженных актеров, которые почти два часа проводят под общим одеялом, обсуждая ну очень личные подробности жизни.
Именно так и происходило главное действие: по сюжету, супружеская пара оказывается связанной с любовником женщины, с которым ведет задушевные диалоги о сексе и интимных казусах. Постановка Михаила Курочкина призвана была подвергнуть сомнению устои традиционной культуры. Правда, некоторые зрители подвергали сомнению нечто другое — например, необходимость присутствия в зале.
«В результате ты будто побывал в спальне гопников и не мог оттуда выбраться два часа. Унижение и ощущение человеческой грязи», — писал разочарованный театрал. Стоит отметить, конечно, что многим спектакль понравился, что еще раз подтверждает тезис: даже самые провокационные творения находят свою аудиторию.
«Лисистрата», театр «Глобус»
В 411 году до н.э. пьесу поставил Аристофан, ее автор. В 2018-м за это же нелегкое дело взялся Олег Липовецкий. Общественно-политическую комедию он решил слегка переиначить на современный лад и даже добавил пару новых сцен. И перевел текст заново, так как самый свежий его вариант был датирован 1934 годом. О том, насколько органично звучали отсылки к Крыму, который нужно отвоевать, потому что герои пьесы «по нему очень соскучились», решали зрители.
Что ж, оказалось, что свою провокационность постановка за эти века не потеряла.
В основе сюжета лежит история о гречанке Лисистрате, которая придумала, как остановить войну между Афинами и Спартой. Нужно просто устроить мужьям сексуальный бойкот!
На этом сходство с оригинальным текстом у Липовецкого заканчивается: его герои облачены в кроссовки и лохмотья с отсылками к «Звездным войнам» и разгуливают по сцене с обрезами наперевес. В театре Аристофана возбуждение у мужчин было продемонстрировано гиперболизированными половыми органами. Российский режиссер предпочел символизировать это с помощью поднимающихся ружей, которые актеры прижимали к бедрам.
«Иисус Христос — суперзвезда», Рок-опера
Эта рок-опера, пожалуй, является одним из главных скандалов, разгоравшихся когда-либо в обществе. Даже не зная деталей замысла Эндрю Ллойда-Уэббера и Тима Райса, написавших пьесу, можно легко догадаться, что сопротивление религиозных общин было гарантировано в любой стране, куда бы этот спектаклю не приезжал.
«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил Тим Райс в интервью журналу Time. — Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает».
Только вот далеко не все зрители решили, что драматург хотел возвеличить Христа. Его самого, композитора и актеров обвиняют в кощунстве вот уже 41 год.
Тем не менее, уже около десяти лет разные российские театры ставят эту пьесу на своей сцене. И каждый раз это вызывает большой резонанс, только вот не всегда он исходит от Церкви. Когда рок-оперу в 2012 году ставили в Ростове-на-Дону, верующие возмутились и с помощью организованного протеста и писем заставили отменить представление. Пресс-секретариат Донской митрополии заметил, что недовольным «перед тем, как планировать подобное, стоило спросить благословения священника».
«Распутин», Новый русский балет
Опустим, пожалуй, притязания критиков к балету, хотя их было немало. Нарочитая «русскость» с медведями, скоморохами, самоварами и ярмарками на сцене оказалась невостребованной на родине. Вместе с ней не по нраву театралам пришлись «балы, красавицы, лакеи, юнкера», служившие декорациями к главному действу — развитию отношений между Григорием Распутиным и Николаем II.
И, если критический взгляд экспертов строго рассматривал психологизм и логичность постановки, то верующих не устроил вообще сам факт того, что на сцену вышел последний император России. И не просто вышел, а танцевал, прыгал и даже взгромоздил себе на плечи того самого иллюзиониста-целителя.
В 2005 году около сотни прихожан екатеринбургского Храма-на-Крови потребовали отменить постановку, потому что посчитали оскорбительным видеть канонизированного святого, скачущего с Распутиным на плечах. Их просьбу не удовлетворили, и спектакль был поставлен. Но скандала избежать не удалось: в Москве труппу встретили пикетчики с плакатами «Анафему богохульному балету!»
«Золотой петушок», Большой театр
Кирилл Серебренников, уже во второй раз отвечающий за премьеру в Большом, сразу заявил: ждать детской сказки не нужно. От оперы Римского-Корсакова сохранились имена главных персонажей и ход событий, но герои со всей своей историчностью переместились в наши дни. Сцену украшал двуглавый петух, в зал спускались кинологи с собаками-ищейками, сверху за происходящим наблюдали «снайперы». Режиссер представил на суд зрителей острую сатиру.
Гвидон в образе политика с ноутбуком под мышкой, депутаты, стилизованные под бояр в тяжелых шубах, накинутых прямо поверх костюмов, гастарбайтеры, нервно семенящие по сцене в попытке достроить декорации для государственного приема, — Серебренников был намерен разоблачить «больные места» современной общественной ситуации.
Проблема в этом случае была даже не в самой постановке, а в месте, где она была представлена. Зрители посчитали, что представлению, обнажающему проблемные зоны страны настолько театрально и масштабно, не место на исторической сцене, которую традиционно связывают с нерушимыми культурными обычаями. Ничего не напоминает?
«Норма», Театр на Малой Бронной
Начнем с того, что роман «Норма» Владимира Сорокина считается одним из самых провокационных произведений постмодернистской литературы. Трудно было ожидать чего-то обыденного от постановки по нему, правда? Но скандал после спектакля разразился страшный: больше всего досталось даже не режиссеру Максиму Диденко, а худруку театра, Константину Богомолову.
По замыслу автора романа, «норма» — это, извините, порция фекалий, которую граждане обрисованного им Советского Союза поедали каждый день, исполняя некую обязанность. Сложно даже сказать, это ли так сильно возмутило зрителей или сцена совокупления одного из героев с Матерью-Землей. И да, в этой фразе нет ни описок, ни ошибки.
«Это продолжалось бесконечно долго, и в тот миг, когда горячее семя Антона хлынуло в Русскую Землю, над ним ожил колокол заброшенной церкви», — цитируем роман. Естественно, после первого же акта гости театра набросились на вышедшего к ним худрука. Хотя Богомолов перед началом представления предупреждал: «Если будут пускать тараканов на сцену или кричать ''позор! '', — не пугайтесь». Да чего уже тут бояться…
Фото: PhotoXPress.ru, gogolcenter.com, fotovteatre.ru, teatrdoc/Vk.com, globus-nsk.ru, Мудрац Александра/ТАСС, Куров Александр/ТАСС, Сергей Фадеичев/ТАСС