В последнее время люди стали уделять больше внимания ментальному здоровью, экологичному общению и влиянию окружающего мира на психику. Поэтому сейчас вещи, которые раньше были привычным делом и не вызывали вопросов, подвергаются пересмотру и переоценке. Так, например, несколько лет назад на все постсоветское пространство прогремела новость о присвоении мультфильму «Ну, погоди!» знака 18+ — все из-за любви волка к курению. Но если рассуждать о заразительности дурного примера не приходится, то о менталитете, жизненных установках и общении между собой героев мультфильмов поразмыслить интересно. За нас это сделала психотерапевт Тата Феодориди: она проанализировала любимые мультфильмы и оценила их влияние на детские умы.
«Душа» (2020)
Нашумевший мультфильм собрал много восторженных отзывов. Это история о школьном учителе музыки, который мечтает о славе и признании, но, сделав первый шаг к своей мечте, по нелепой случайности погибает, и его душа отправляется на тот свет, где и происходят все интересные события.
Главный герой Джо — типичная «жертва», «маменькин сынок». Он вызывает эмпатию, хотя, если бы такой человек встретился вам в реальной жизни, скорее всего, он вызвал бы в вас негативные эмоции. И таких людей зачастую называют энергетическими вампирами: они из числа тех, после общения с которыми чувствуешь себя разбитым и уставшим.
В этом мультфильме — и инфантилизм героя, и перекладывание ответственности за свою жизнь на других, и созависимые отношения с матерью, но при этом — нарциссизм. Да, на первый взгляд Джо кажется неуверенным в себе, скромным, принижающим себя и свою значимость, но в его поведении между строк читается уверенность в том, что он выше и лучше всех, и в том, что у него в жизни что-то не складывается, — виноват не он, а все вокруг. Все это заставляет симпатизировать герою, потому что настроение «это не с героем что-то не то, а весь мир его, такого талантливого и хорошего, не понимает» передается и на зрителя. На экране это может казаться романтичным: нам хочется пожалеть и помочь герою, он вызывает в нас теплые чувства. Но в настоящей жизни, увы, такой подход очень часто бывает разрушительным.
«Ну, погоди!» (1969)
Многосерийный мультфильм, который смотрел, пожалуй, каждый ребенок в СНГ. Главные герои — Заяц и Волк — прекрасные иллюстрации одноименной теории об отношениях. Обычно мы с сожалением относимся к бедному Зайцу, которого терроризирует Волк и не дает ему спокойно жить.
Сценаристы «поиздевались» над Волком и добавили в мультфильм немало жестоких сцен: героя то бьет током, то закатывает в каток, то его избивают. Да, Волк на протяжении всего мультфильма пытается поймать Зайца, при этом хищник не проявляет дополнительной жестокости к своей жертве. В отличии от самого Зайца: он не только защищается, но и откровенно издевается над Волком. Также здесь постоянно встречается нарушение личных границ с обеих сторон.
Кто-то, кстати, в отношениях Зайца и Волка видит сексуальный подтекст и ассоциирует их с набоковской «Лолитой» — это вполне имеет место быть, так как это вопрос личной интерпретации.
«Золушка» (1949)
Мультфильм прекрасно отражает главные качества женщины в середине 20 века: хозяйственность, терпение, покорность, подчинение, служение семье. Тем не менее несмотря на то, что те года давно прошли, эта история до сих пор для многих девушек остается эталонной в надежде, что «сейчас я потерплю, и за это мне обязательно воздастся: мой принц найдет и спасет меня». Через всю сказку красной нитью проходит идея о том, что девушке нужно быть кроткой, трудолюбивой и проявлять смирение, и тогда она встретит своего принца. А еще — что полюбить женщину можно, только если она в красивом платье, с идеальной прической и в хрустальных туфельках. Все мы помним, как Золушка спешно убегала с бала, как только поняла, что карета скоро превратится в тыкву, — это говорит о том, что она стеснялась себя настоящей.
Что же происходит в настоящей жизни? Родитель-абьюзер, который давит на ребенка с детства, продолжает делать это и в зрелом возрасте. Это ведет к нестабильной самооценке, отсутствию личного ресурса, заставляет испытывать невротическое чувство вины и долга. Вряд ли с таким букетом характеристик можно построить счастливые отношения с кем-либо во взрослом возрасте, и велика вероятность, что из отношений с матерью-абьюзером женщина попадет в отношения с мужчиной-абьюзером.
Проблема этого мультфильма в романтизации терпеливости к токсичному, нездоровому отношению между детьми и родителями. Но детским возрастом это не ограничивается, и эта модель переносится на отношения и в более взрослом возрасте. Да, в мультфильме все закончилось благополучно, хотя, если додумывать историю, скорее всего, в жизни Золушки мало что поменялось кроме места жительства. И в жизни дети из нездоровых отношений с родителями чаще всего попадают в нездоровые отношения со своими партнерами.
Кстати, в психологии нередко используется термин «комплекс Золушки»: когда женщины тешат себя надеждами о том, что их принц где-то рядом и скоро их найдет, и отказывают другим мужчинам. И вот, время идет, а принц все не появляется на горизонте.
Как смотреть мультфильмы с ребенком
Задавайте вопросы ребенку. «Что ты чувствуешь? Кто из персонажей тебе нравится, а кто нет? Почему? Согласен ли ты с происходящим?» Важно отследить, чтобы ребенок все понял правильно, — сказки, которые вы ему читаете, и мультфильмы, которые смотрите, закладывают фундамент в его дальнейшее восприятие жизни.
Обсуждайте с ребенком моменты, которые вам не близки, не применимы в вашей семье и отношениях и кажутся спорными. Если вы видите явное нарушение личных границ в сюжете, поделитесь этим с ребенком: «Мне кажется, этот персонаж ведет себя не очень красиво, потому что другой персонаж рядом с ним чувствует себя некомфортно, ему плохо, обидно и грустно. А ты как думаешь?»
Рассуждайте с ребенком о том, почему персонаж поступил так или иначе, какая была его мотивация. Иногда на плохие поступки персонажа может что-то натолкнуть, а хороший поступок может совершаться из корыстных побуждений, но ребенок может этого не понять.
Наверняка у ребенка будут возникать встречные вопросы. «А тебе кто нравится? А ты что чувствуешь?» Ваши ответы могут не совпадать — это нормально. Постарайтесь аргументировать и объяснять свою позицию. На одни и те же вещи вы будете смотреть с ребенком под разными углами, и если ребенок будет воспринимать в основном только сюжет мультфильма, то вы можете пояснить ему некоторые вещи с высоты своего жизненного опыта.
Фото: Getty Images