Награждали «Оскаром» и отечественные картины: с 1943 по настоящее время статуэтку получили 5 советских и российских фильмов и один мультфильм. Мы вспомнили, с какого символичного советского кино начался триумф наших режиссеров за океаном.
Фильм, который выжил
Первой лентой СССР, получившей «Оскара», стала документальная кинокартина «Разгром немецких войск под Москвой». Ее снимали прямо в разгар боевых действий: добыть уникальные кадры, рискуя жизнью, смогли бесстрашные фронтовые операторы под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова.
Идея картины принадлежала Сталину. Он высоко оценил кадры парада, который проходил 7 ноября 1941 года, — в самое сложное для страны время, когда враги почти подошли к Москве. По его словам, эта съемка смогла поднять боевой дух армии и народа. В связи с чем было решено осветить не только торжественные мероприятия, но и горячие точки. Сразу же после памятного парада главнокомандующий вызвал председателя Госкино Ивана Большакова, чтобы поручить ему важную задачу — снять духоподъемное кино о разгроме немцев советской армией. Победа состоялась спустя четыре года, но Сталин настолько верил в успех, что приказал добывать ценные кадры не мешкая.
Настоящие кадры вместо постановки
Большаков тут же взялся за дело. Он, в свою очередь, привлек к проекту двух профессионалов своего дела — режиссеров-документалистов Илью Копалина и Леонида Варламова. Собрав съемочную группу, они отправились на Западный фронт, прямо на поле боя. Операторов определили в отряды, где они воевали бок о бок с солдатами: участвовали в рейдах, освобождали города, становились свидетелями нацистских преступлений, гнали отступающего врага…
Времени почти не было, лента должна была увидеть свет как можно быстрее. Параллельно со съемками запустили монтаж, днями и ночами работая со все новыми и новыми кадрами.
«Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы», — вспоминал съемки Илья Копалин.
Отсматривал материалы сам Сталин, комментируя и внося правки как в кадры, так и в закадровый текст. После многочисленных доработок фильм был согласован во всех инстанциях и готов к выходу.
Первый показ и первая премия
Первыми «Разгром немецких войск под Москвой» увидела наша публика. Премьера была приурочена к годовщине созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии — 23 февраля 1942 года. Как писали газеты того времени, зрители встретили картину с восторгом, тем более, что некоторые показы сопровождались рассказами участников битвы. «Он вдохнул новую струю бодрости в сердца кинозрителей союзных стран», — писали историки кино о «Разгроме…». Патриотическая задача была выполнена, и лента получила Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства.
По ту сторону океана
В 1942 году было принято решение разослать «Разгром немецких войск под Москвой» в страны, пополнявшие антигитлеровскую коалицию — так советское документальное кино увидело мир… и было принято с оглушительными овациями. В США фильм адаптировали, чтобы познакомить пребывающих в неведении американцев с мощью советской армии, и даже поменяли название: в прокат вышла лента «Москва наносит ответный удар».
4 марта 1943 года состоялась пятнадцатая церемония вручения «Оскара», на которой произошло немыслимое: впервые за всю историю премии статуэтку получила зарубежная лента — «Москва наносит ответный удар», взявшая номинацию «Лучший документальный фильм». «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности», — было написано на награде, которую… никто не спешил забирать. Только через несколько месяцев представитель советской дипломатической миссии Владислав Микоша перевезет «Оскар» из Лос-Анджелеса в Москву.
Глиняная статуэтка, покрытая позолотой (в военное время экономили на металлах, поэтому в 1943-м раздавали «облегченную версию»), найдет свое место в столичном Музее кино и так и не будет поменяна на оригинальный золотой «Оскар». Как и сам фильм, эта уникальная статуэтка всегда будет отличаться от того кино, которое мы привыкли называть голливудским.
История «Разгрома немецких войск под Москвой» вдохновляет любителей кино и сегодня. Так, режиссер Сергей Мокрицкий рассказал о судьбе режиссеров культового фильма под другим углом — в своей картине «Первый Оскар».
Фото: Kinopoisk