Ольга Лепешинская родилась с серебряной ложкой во рту. Отец был близок к окружению Ленина — уникальный специалист по проектированию мостов, с квартирой в центре Москвы, обласканный властью и женившийся на одной из первых красавиц столицы. Он мечтал о сыне, но вторым ребенком снова родилась девочка — Оля, Оленька. Леля знала, что папа хотел мальчика, поэтому все детство пыталась доказать, что она ничем не хуже сына.
За ее хулиганистый характер и непоседливость в семье ее даже прозвали Лешкой. Второй страстью после детских проказ у Лешки были танцы. У девочки оказалась редкая пластичность в сочетании с природной артистичностью и тем, что специалисты называют «огнем танца» — своей хореографией она будто зажигала сцену.
Но отец относился к занятиям дочки балетом скептически: «Все будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая — балерина».
Но мама все равно тайком отвела девочку в балетную школу. А вот там почему-то ее способности нашли очень средними и даже подумывали о том, чтобы отчислить девочку, да хотя бы потому что ей постоянно не давались фуэте. Это стало первым случаем, когда Лепешинская продемонстрировала твердый характер, унаследованный от отца. После закрытия хореографического класса ее мама давала взятку ключнику, и он разрешал старшей Лепешинской остаться в училище на вечер. Ольга рисовала на полу круг и начинала упражняться. Сначала вылетала за меловую черту через шесть фуэте, потом — через восемь, а вскоре уже могла повторить элемент, оставаясь в круге, 64 раза подряд!
Трудолюбие Оли оказалось феноменальным, до окончания училища ее уже зачислили в Большой театр — в 15 лет она танцевала Фею Драже в «Щелкунчике». Это вызвало скандал в коллективе. Редко кому удавалась миновать кордебалет на пути к первым сольным партиям, и Лепешинская оказалась именно таким исключением. После вручения диплома в училище ей предложили партию второй Суламифь в «Трех толстяках», и следующая роль Суок сделала Лепешинской известной на всю Москву.
«Нос картошкой», «Выворотность ноги никакая», «Она же толстая, куда ей играть принцесс и цариц!» — сплетничали у нее за спиной, но Лепешинской было все равно.
Отец учил ее, что упорность и трудолюбие могут заменить талант. Но у его Лешки была и огромная воля на пути к цели, и дар сцены. С талантами у нее все было в порядке. Сцена нивелировала все внешние недостатки Лепешинской, она была разной в каждом образе. Она была живая.
Специально для нее писали музыку к балету, ставили роли Мирандолины, Жизели, Китри. Поклонники балета были в восторге от ее пламенного темперамента.
«В искусстве Лепешинской всегда подкупают неизбывная молодость и бойкое, деятельное жизнелюбие», — писали в газетах.
Спустя еще пять лет молодой балерине уже предложили партию мечты — сыграть Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». К таким ролям примы идут всю жизнь, но Лепешинская получила ее в 25 лет. А потом случилось неожиданное: станцевав партию два раза на сцене, Ольга отказалась от Одетты. Хулиганистый Лешка в характере Лепешинской взял вверх над трогательной Одиллией.
«Во мне нет качеств, которые позволяют слиться с образами Одетты-Одиллии, и поэтому исполнение не будет идеальным, а работать в ''полноги'' я не хочу и не могу», — объяснила свой поступок балерина.
Другой бы после такого поступка доступ к большим ролям был бы закрыт. Но судьба благоволила Лепешинской. Спустя два года после скандала она получила Сталинскую премию I степени за выдающиеся заслуги в области балетного искусства. О награде похлопотал лично Иосиф Виссарионович, он любил посещать Большой театр, когда в спектакле играла тонконогая Лепешинская.
Сама Лепешинская говорила о своей популярности у вождя народа так:
«Когда у Сталина было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет ''Пламя Парижа'', который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри. Сталин сделал очень много для Большого театра, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера».
За виртуозные прыжки и легкость на сцене Сталин даже прозвал Ольгу стрекозой.
Был и еще один момент, который выделял Лепешинскую среди других, — она была убежденной коммунисткой. Это при том, что девушка происходила из старого дворянского рода, но, когда при ней заговаривали о ее благородном происхождении, она сразу прерывала разговор. Талантливая балерина одной из первых вступила в комсомол, а после стала депутатом Моссовета.
А когда началась Великая Отечественная война, сама попросилась на фронт. Правда, в медсестры ее не взяли, она падала в обморок от одного вида крови, поэтому решила, что будет делать то, что умела хорошо — поддерживать боевой дух солдат. Первый раз балерина выступила на перроне перед уходящим на фронт взводом. Сначала станцевала казачку, потом цыганочку, следом лезгинку. Выступление имело большой успех. Вскоре девушка уже танцевала в землянках, рядом с окопами, в луже мазута. Пуанты разваливались, ноги стирались в кровь, но она продолжала работать. «Все для победы!» — слова, которые были для нее очень важны.
«Носок проваливался, а я его вытаскивала… От этого одна нога потом стала короче другой, и появилось искривление позвоночника… Но, вы знаете, я была счастлива там, на фронте», — рассказывала Лепешинская много лет спустя.
За годы войны Лепешинская исколесила весь Союз и другие страны: Австрию, Румынию, Венгрию, Югославию. Особенно запомнилось ей выступление в Варшаве.
«Я тогда трижды танцевала, потому что один человек уходил, и приходил другой. Зрители плакали оттого, что они могут посмотреть артистов Большого театра в Варшаве, которая только что была освобождена от немцев. И мы, артисты, плакали тоже», — поведала она.
Вскоре Лепешинской прислали телеграмму: «Немедленно возвращайтесь в Москву, для вас делаю ''Золушку''. Балетмейстер Захаров». В Большой театр балерина приехала прямо с вокзала в телогрейке и в кирзовых сапогах. В этой девушке никто из коллег не узнал ту тонкую Одиллию, которая парила на сцене Большого. Ольга усмехнулась: помоюсь, подстригусь и завтра буду на репетиции.
Личная жизнь Лепешинской
Несмотря на отсутствие канонической для балерины внешности, Лепешинская всегда привлекала внимание мужчин. Спасибо легкому, веселому нраву. Первый муж, режиссер Илья Трауберг из Одессы, увидел свою будущую жену на сцене и влюбился сразу. После окончания спектакля он прошел за кулисы, чтобы познакомиться с очаровательной девушкой. Заручившись обещанием, что она будет отвечать на его письма, он стал каждый день писать ей из Одессы. Спустя два года влюбленные поженились. Но, как это бывает с молодыми, брак просуществовал недолго, Илья и Ольга развелись накануне войны.
С генерал-лейтенантом МГБ Леонидом Райхманом Лепешинская познакомилась на фронте, они прожили вместе до 1951-го. В тот год супруга арестовали на улице, той же ночью пришли и за Ольгой. Тогда же Лепешинская познакомилась с Берией. Черный воронок привез балерину на дачу к Лаврентию Павловичу. Ближайший соратник Сталина сначала завел с ней светский разговор, интересовался ее работой.
«Как танцуете в Большом театре, все ли вам нравится? О каких новых партиях мечтаете?» А потом вдруг посмотрел ей в глаза и произнес: ''До меня доходят слухи, что вы не доверяете советской власти. Вы думаете, что мы вашего мужа арестовали несправедливо''».
Такого обвинения видевшая много на фронте Лепешинская стерпеть не смогла: «Лаврентий Павлович, вы коммунист, и я коммунист. Давайте говорить как коммунисты: если мой муж виноват — наказывайте. Не виноват — выпускайте».
Так с Берией никто не разговаривал. Такое заявление было достаточным основанием для лагерей, но Берию такая смелость женщины как будто даже позабавила. Он велел сотруднику отвезти балерину домой.
«Вы должны нести радость людям!» — заявил он ей на прощание.
Удивительно, но, кажется, эта пламенная дерзость сохранила жизнь и ее супругу. Через два года его освободили из тюрьмы, но к молодой жене он не вернулся. Боялся тем самым погубить ее судьбу и, главное, карьеру, но говорят, до конца жизни любил он только свою Оленьку.
Спустя пять лет балерина снова вышла замуж. И снова за генерала. С Алексеем Антоновым Ольга познакомилась после приема в гостинице «Советская». Военный, увидев промокшую под дождем женщину, предложил подвезти ее до дома. В дороге разговорились, он предложил встретиться вновь. Только на третьем свидании Лепешинская узнала, что ее новый ухажер — генерал армии.
Да, 60 лет, но он разведен, и с ним Ольга будет как за каменной стеной, но хочет ли она стать его женой? Лепешинская тут же согласилась. Позже в интервью балерина призналась, что Алексей Иннокентьевич был ее самой большой любовью. Начитанный, умный, галантный, любящий театр, им никогда не было скучно вдвоем. Их дом всегда был полон гостей, генерал мог отложить любые свои дела ради выступления дорогой супруги. После каждой премьеры он дарил ей огромный букет роз.
Впервые именно в этом браке Лепешинская пожалела, что у нее нет детей. Она так бы хотела, чтобы их сын был похож на ее супруга. Они прожили вместе семь лет. Смерть благоверного вышла внезапной — оторвался тромб. В день похорон мужа сама не своя от горя Лепешинская ослепла. Последнее, что Лепешинская запомнила на прощании: гроб, яркую вспышку и Брежнева, достающего из кармана платок.
Конечно, всю творческую жизнь советской звезды у нее за спиной шептались о ее романе со Сталиным: а с чего бы еще ему ходить на «Огни Парижа» с ней в главной роли целых 17 раз? В мемуарах писатель Иван Гронский писал, что вождь был без ума от некой балерины: смотрел все ее выступления, уходил сразу после ее сольных партий, подвозил девушку домой и возвращался оттуда в 2–3 ночи. Но конкретных фамилий названо не было.
Уход супруга сильно подорвал здоровье русской Одиллии. Зрение к ней вернулось, но жажда жизни нет. У горя нет аванса времени.
Восстанавливать здоровье Лепешинская уехала в Италию. Узнав о приезде известной балерины в Рим, к ней наведалась в гости директриса местной Академии танцев: «Возьмите один класс, поучите наших детей хоть немножко!» Ольга согласилась, только чтобы отвлечься от нудных медицинских процедур. И вдруг обнаружила в себе педагогический талант.
Правда, сначала на просмотрах она была сильно удивлена: на сцену вышли танцевать восемь «лепешинских». «Моя манера, мой книксен — все мое! Это был великолепный урок: никогда нельзя лишать учеников индивидуальности», — вспоминала балерина. С тех пор, где бы Ольга ни вела занятия, она всегда позволяла ученицам оставаться собой, пусть даже это было неправильно с точки зрения чистой классической школы.
Балерина преподавала и вела мастер-классы в десятках городов: Дрездене, Вене, Белграде, Гамбурге, Стокгольме, Берлине… С балетным педагогом Томом Шиллингом Лепешинская набирала труппу для берлинского театра «Комише опер» буквально на улицах. «Я ходила и отбирала ноги! Видела удачные ноги — хватала этого несчастного и тащила к нам!» — смеялась Ольга. У Лепешинской вообще было все в порядке с чувством юмора. Однажды ее пригласили на 8 марта в Кремль и попросили надеть все награды. Их, включая фронтовые, оказалось столько, что Лепешинская пошутила: осталось только приколоть одну к бедру.
Умерла любимая стрекоза Сталина в 93 года. Сразу после похорон разгорелся скандал вокруг наследства Ольги: незадолго до смерти балерина написала дарственную на свою квартиру в центре Москвы в пользу экс-сотрудника спецслужб Вячеслава Борульника. Родные стали подозревать подлог. Ведь с Борульником Ольга Васильевна была знакома всего 1,5 года. Он вызывался постоянно помогать пенсионерке, покупал лекарства, еду, но в это же время из квартиры плохо видящей Лепешинской тогда же стали пропадать картины и драгоценности. А после смерти со счета балерины исчезли 1,5 млн рублей, которые она копила на похороны. Вдруг всплыло и странное завещание, в котором Ольга велела кремировать ее тело, хотя раньше никогда не говорила об этом.
Была проверка прокуратуры, которая не дала никаких оснований для возбуждения уголовного дела. После скандала в прессе Борульник передал часть наследства в музей: экспонатами стали любимые пальто и чашка балерины, хрустальная пудреница, фотографии, детские альбомы и записная книжка артистки.
Фото: PhotoXPress.ru, Александр Коньков, Георгий Петрусов, Григорий Сысоев, Анатолий Сухомлинов, Александр Батанов, Б.Борисов/ТАСС