«Как ты сегодня чудесно выглядишь», «Какие чудесные туфли», «Вы блестяще справились с заданием!» — пара-тройка таких фраз способна поднять настроение, особенно, если они сказаны не случайным прохожим, а человеком, чье мнение для нас очень важно. На работе похвала начальства, которое обычно «экономит» на хвалебных высказываниях, способна вызвать приступ трудоголизма у сотрудников. Но очень часто, вместо того, чтобы обрадоваться, услышав комплимент, мы смущаемся и не знаем, как ответить.
Вы имеете полное право нравиться другим!
Пять причин, не дающих получать удовольствие от комплимента
Мы искренне считаем, что не заслужили этой похвалы
Нам кажется, что комплимент — это завуалированная манипуляция
Мнение человека, сделавшего комплимент, нам глубоко безразлично
Мы боимся, что комплимент нас к чему-то обязывает
Нам не нравится находиться в центре внимания
Механизмы «защитной» ответной реакции
За комплиментом немедленно следует ответный комплимент, чтобы отвлечь от себя внимание.
Собственные заслуги преуменьшаются, представляются как нечто неважное: «Это смог бы каждый!», «Ничего особенного», «Случайно получилось».
Эффект от комплимента «убивается» ответными репликами, повествующими о наших недостатках и ошибках.
Парадокс, но при этом человек, который вслух сказал о том, что ему ничего не стоило написать за ночь годовой отчет или выложить за шляпку пол-зарплаты, в глубине души может гордиться своими достижениями. Почему он поступает так, а не иначе? Скорее всего, в детстве его постоянно «воспитывали» с помощью следующих фраз «не больно-то задавайся», «ты ничего из себя не представляешь», «хватит зазнаваться».
Если комплимент делаете вы сами, обязательно перекидывайте словесный «мостик», который позволит собеседнику «с комфортом» отреагировать на ваше высказывание.
Например: Какие замечательные резиновые сапоги. Наверное, найти такую интересную расцветку было не так-то просто?
Практические советы
Не стоит игнорировать комплименты и похвалу, пропуская их мимо ушей, как не стоит и чрезмерно гордиться, считая чужое одобрение высшим достижением в своей жизни, — вред от обоих методов примерно одинаков.
Заучите наизусть следующую фразу «У меня есть полное право принимать комплименты. Человек, который их произносит, делает это без принуждения и по собственной воле. Я имею право радоваться тому, что другим нравится то, что я делаю, или я сама».
Даже если лично вам кажется, что похвала несколько преувеличена, воспринимайте ее как личную точку зрения того, кто хвалил. Он имеет право видеть вас в розовом цвете.
Адекватная реакция на комплимент — это фразы «Спасибо за комплимент» или «Спасибо, очень мило с вашей стороны». Дальнейших пояснений не требуется!
Не нужно тотчас отвечать любезностью на любезность, вы же не хотите быть героиней басни про петуха и кукушку, которые только и делали, что нахваливали друг друга по очереди? Дождитесь подходящего случая, когда ваш комплимент будет уместным.
Если вам тяжело принимать комплименты, придется как следует поработать над самооценкой. До тех пор, пока вы не научитесь любить себя, не научитесь и верить в искренность чужой похвалы.
Фото: Getty Images