Тема трудоустройства людей с аутизмом и/или интеллектуальными нарушениями в нашей стране обсуждается еще не так широко, как того хотелось бы, но процесс идет, и все больше компаний принимает подобных сотрудников. Рассказываем три реальные истории — о том, что все возможно. Главное — захотеть и помочь!
Интересная работа сама нашла Андрея
Андрею 26 лет, у него аутизм. Он живет в Москве. После окончания школы у него начались долгие поиски работы. Все люди с РАС разные, но есть у них одно общее качество: они честны перед собой и окружающими и занимаются только тем, что им нравится. Андрей искал интересную для себя работу. А параллельно его поискам компания МВС Груп, занимающаяся разработкой и внедрением систем видеонаблюдения, решила запустить проект «Рабочие места для сотрудников с РАС». И так интересная работа нашла Андрея.
Вот уже полгода каждый день (с перерывами на карантинные каникулы) он приходит в офис, садится за компьютер и начинает работать в специальной программе — разбирать фотографии нарушений правил дорожного движения. Первое время Андрей учился работать в программе, узнавать марки автомобилей и просто быть в рабочем коллективе. Кстати, и коллектив проходил специальное обучение, как общаться с людьми с РАС.
Самым сложным моментом для Андрея стала критическая обратная связь. Он очень огорчался и тревожился, когда ему говорили: «У тебя ошибка». Тогда окружающие Андрея сотрудники договорились не использовать это слово. И это понимание дало положительный эффект: Андрей стал очень успешен и сейчас работает с наиболее сложными задачами — данными в темное время суток. Руководство отмечает, что он по-настоящему активен и вовлечен, общителен и с прекрасным чувством юмора.
А сам Андрей полюбил сравнивать марки автомобилей и искать различия, о работе он говорит однозначно: «Мне все нравится!»
Кстати работа ему важна и как возможность помогать родителям.
Анна Шапиро, директор по персоналу МВС Груп: «Это проект стал идеальным аудитом наших бизнес-процессов и офисов. Для наших новых сотрудников с РАС мы сделали более комфортную среду, и от этого стала комфортнее всем. Мы стали бережнее относиться друг к другу. Более 80% работников компании гордятся тем, что у нас трудятся люди с особенностями и готовы участвовать в этом проекте как волонтеры».
Родион: «Приходите ко мне на массаж!»
Родион живет в небольшом городе Березовский в 10 километрах от Екатеринбурга. Ему 20 лет, у него особенности интеллектуального развития. В родном городе Родиона не взяли в школу: сказали, что необучаемый. Родителям пришлось ежедневно возить его в Екатеринбург: с программой он справился и даже опережал одноклассников. В первом классе начал и говорить, и читать.
После окончания школы Родион начал ходить на тренировки по капойре, тхэквондо (в специальные адаптивные группы), а еще заниматься в организации помощи людям с ограниченными возможностями «Сейчастье». Там Родион находит общение и поддержку. Но главная его мечта — это РАБОТА!
«Приходите ко мне на массаж», — говорит Родион всем знакомым своей мамы или совсем незнакомым людям. Клиентов у него немного, но все они остаются довольными — свое дело молодой специалист знает. Заработанные деньги мама оставляет в ведении сына, тем более он умеет и в магазин сходить, и перед тренировкой вполне по-взрослому отказаться от маминых карманных: «У меня свои». Но уже год Родион ищет постоянную работу.
Оксана Кищенко, центр «Сейчастье»: «Чтобы помочь Родиону и другим молодым людям с особенностями найти работу, специалисты центра прошли обучение тренингу Фонда ''Обнаженные сердца'' ''Современные технологии поддерживаемого трудоустройства для людей с РАС и/или интеллектуальными нарушениями''. Теперь мы пониманием с чего надо начать — с обучения наших студентов мягким навыкам — то есть навыкам, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми, как например уметь слушать и слышать, понятно и убедительно говорить, соблюдать трудовую этику».
Как работа сделала Сашу счастливым
Саше живет в Нижнем Новгороде. Ему 24 года, в 7 лет у него диагностировали аутизм. Первое нежелательное поведение стало появляться у Саши в четырехлетнем возрасте: он начал плакать, кричать, топать ногами. С каждым годом Сашино непонимание, агрессия прогрессировали. Вся мебель в доме была сломана, все косяки выбиты. После садика Саша начал учиться в коррекционной школе, но его перевели на домашнее обучение. Учитель стал ходить на дом, но, когда он приходил, Саша запирался у себя. Через полгода пришлось расстаться и с домашним обучением.
Жизнь Саши и его мамы изменилась, когда мальчик начал заниматься в Центре поддержки семьи «Обнаженные сердца».
Мама Саши: «Сейчас Саша, который раньше ничего не знал, ничего не умел, может выразить свою просьбу — пусть и одним словом, но все его понимают. Он прекрасно живет по расписанию, знает, что такое ждать, что такое ''сейчас''/''потом''. Он знает, что такое подкрепление и поощрение. А самое главное, вот уже второй год Саша ходит работать».
Саша работает в зоопарке «Мадагаскар»: убирает теплые вольеры, протирает обогреватели, моет стекла. Эту занятость для Саши и других студентов организовал Центр.
Мама Саши: «Конечно, он не трудоустроен официально и не получает зарплату в денежном эквиваленте. Но он такой счастливый! Вы не представляете, что такое значимость для ребенка».
Если вы захотите узнать больше о трудоустройства для людей с аутизмом и/или интеллектуальными нарушениями, вы можете
Фото: пресс-служба «Обнаженные сердца»