Мария Монтессори и Бенджамин Спок хорошо проветрили советские установки в мозгах современных родителей. Теперь к потребностям детей прислушиваются, их не заставляют делать неудобное, не ругают за провалы. Считается, что именно на этой партнерской почве способен вырасти индивид, личность, а если повезет, и маленький вундеркинд. Если повезет…
Эти представления идут вразрез с позицией советских мам и пап, которые считали, что принуждением и зубрежкой можно сделать из талантливого ребенка сверхталантливого. Даже если это надломит его жизнь и сделает несчастным человечком. Ничего страшного, из железа плавят чугун. Так случилось с Полиной Осетинской, отец которой бил ее головой об батарею на глазах у гостей за то, что она недостаточно бегло играла Шопена на рояле.
Так произошло и с Ириной Поляковой, амбиции мамы которой заставили ребенка прилагать сверхусилия, чтобы стать первой в учебе. Как ни посмотри, в основе любой истории — родители. Впрочем, как и у Тепляковой.
«Моя мама была учителем младшей школы, и у нее возникла идея фикс по поводу моего раннего развития. Ей достался сложный класс, где дети в 7–8 лет с трудом читали, да и не сильно горели желанием учиться. Так что свои амбиции она реализовывала на мне. Уже в пять лет я прочитала 26 томов Жюль Верна, до ночи делала математику, все время нужен был результат!» — признавалась Полякова позже в интервью.
В семье Поляковых не могло быть такого, чтобы девочка устала и решила пойти поиграть, учеба была самым главным занятием в жизни Иры. Разумеется, из-за этого у ребенка не складывались отношения с одноклассниками.
«Травли, как в фильме ''Чучело'', не было, но шуточки в мой адрес отпускали, исподтишка делали мелкие пакости. Одноклассники могли втихаря выбросить в мусорку пенал, я потом ходила и искала его. Или звонили моим родителям, говорили какие-то гадости. Если я расстраивалась по этому поводу, меня убеждали: ''Они дураки, завидуют, не обращай внимания''. Для родителей было главное, чтобы я хорошо училась, а отсутствие друзей — дело десятое», — рассказывала вундеркинд.
Обидным для малышки было и то, что скидку на ее юные годы не делали и учителя. Мол, ребенок одаренный, плюс мама-учитель ее натаскивает, поэтому спрос с пятилетнего ребенка шел по полной программе.
«Однажды на математике в первом классе я сделала больше заданий, чем требовала учительница. Преподаватель рассердилась, что я не слушаюсь и делаю все неправильно, поставила двойку и заставила переписывать всю тетрадь. До трех ночи я переписывала, плакала. У меня случился сердечный приступ, родители вызвали скорую», — признавалась Полякова.
Казалось бы, тут надо снизить скорость, дать ребенку отдышаться, побыть собой. Но в 13 Ирина закончила школу и поступила на мехмат МГУ. Подростку легко давались основные дисциплины, но чувствовала она себя среди взрослых людей неуютно. Как ни крути, но ей были все те же 13 лет. Мудрый интеллект, но психика подростка. Уже вскоре у девочки начались неврозы, которые в какой-то момент довели ее до клиники. С ней на том же факультете был еще один 10-летний мальчик-вундеркинд. У него через два года случились проблемы с психикой, его госпитализировали в психбольницу, чуть позже он покончил с собой.
Кстати, родители Поляковой как раз понимали, что их девочка еще ребенок, поэтому до здания МГУ возили ее на троллейбусе, доводили до дверей и только потом ехали обратно. Ире нельзя было краситься («Еще маленькая»), модно одеваться («Успеешь! Думай об учебе!»), ходить в гости и тусоваться.
«Они не разрешали модно одеваться, красить волосы, не отпускали меня в гости, на дни рождения, не позволяли ездить в студенческие лагеря. На все был один ответ: ''Ты что, с ума сошла, там будут пить, курить и ругаться матом''. Я до истерик билась с родителями за свои права», — откровенничала Ира.
Полякова постоянно жила с мыслью: скорее бы совершеннолетие, чтобы получить легальное право уйти из дома. И как только ей стукнуло 18, она сняла квартиру и начала жить с одноклассником. Но и тут родители вмешивались в личную жизнь: «Это грешно, неправильно, не тот выбор и не то время. Рано, тебе еще рано!»
Ругались они с дочкой долго, в итоге она приняла решение прекратить общение с ними. И только годы спустя начала разговаривать снова.
Математический склад ума позволил Ире начать успешно зарабатывать, но ноющая дыра в душе долго не давала ощущения счастья. Как будто что-то у нее забрали в детстве, обещали вернуть и забыли. И она живет с этим не отданным долгом. Ира пошла к психологу. А после и сама решила получить психологическое образование. Вот и правда говорят, лучшие специалисты выходят из тех, кто приходит в профессию со своей болью.
Полякова пережила два развода и только в третьих отношениях обрела счастье. У нее подрастает сын, для которого мама-бывший вундеркинд не хочет такой судьбы.
«Когда он родился, моя мама сказала: ''О, вот сейчас мы из него сделаем человека''. Я тут же выступила: мол, нет, мама, из меня уже сделали, пусть растет обычный ребенок, радуется жизни и раздолбайничает. Научились, хватит!»
Фото: соцсети