Недавно у нас с друзьями-киноманами состоялся разговор о нашумевшем фильме «Круэлла»: были подняты вопросы целесообразности обеления негативного персонажа, переваривания идей не первой свежести и замашек аж на две целевые аудитории.

С первыми двумя темами, в целом, все ясно: на «фабрике идей», как известно, со свежим продуктом пока что туго, поэтому Disney грозится стать конвейером ремейков. Вам не хватило «Аладдина», «Мулан» и грядущей «Русалочки»? Продюсеры уверено, что еще нет. «А ты налей и отойди».

Хотя, признаемся, образ Круэллы просто умолял раскрыть его глубже — тем более, что на волне Джокера и Харли Квинн тема внутренних метаний злодеев и их тонкого психологизма как нельзя притягательна. Особенно для монетизации — вспомнить только, как много фильмов было снято в последнее время об антигероях, от «Отряда самоубийц» до «Тоня против всех». Так что, учитывая новый тренд, Круэлла Де Виль напрашивалась на экранизацию — тут не поспоришь.

Получилось, что образ главной злодейки из «101 далматинца» удобно расположился в пространственно-временном континууме. Во-первых, это эклектичность отлично ложится в эпоху 1970-х годов — расцвет панк-рока. Во-вторых, Великобритания — империя Вивьен Вествуд и Александра Маккуина, дерзкие творения которых так и просятся на экраны.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Только вот дети, на которых, в первую очередь, фильм и рассчитан, не поймут ни условий эпохи, ни бэкграунда этих фэшн-богов. Зато все это рассмотрят их родители. Только вот вопрос: можно ли сделать фильм с двумя посланиями для совершенно разных людей, если вы не снимаете «Однажды в Америке» или «Сибирского цирюльника»?

Давайте проведем эксперимент: мы постараемся разобрать основные отсылки к «взрослому» миру, а вы поставите режиссеру и сценаристу оценку — получилось ли у них влюбить вас, людей опытных, в Круэллу?

Музыка

Ученые считают, что слуховые воспоминания усваиваются человеком лучше, чем визуальные, поэтому начнем мы с музыкального сопровождения. Создатели ленты точно постарались и решили включить в фильм сразу лучшие композиции времени. Каждый трэк в картине — не просто подходящий и атмосферный, а дань времени, которое воспитало Эстеллу — ту самую, которая на экране превращается в злодейку. Не было бы панк-рока — не родилась бы из бездомной девчушки злодейка Круэлла.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Весь фильм — это один двухчасовой саундтрэк к дерзкой и хулиганской панк-сцене, которая кстати, в Великобритании и родилась. Если вы различили легендарную мелодию I Wanna Be Your Dog от группы The Stooges, то знайте — это дань уважения самому началу панка. Да и как удачно получилось с собаками — оценили совпадение названия песни и истории Де Виль?

The Doors, The Clash, The Zombies, Blondie, Queen, Тина Тернер — благословение для ушей. Да еще и сами Florence + The Machine написали песню Call Me Cruella, сделав полдела, создавая безупречный антураж. Честно говоря, этот фильм можно пересматривать с закрытыми глазами, насколько он хорош в плане звукового сопровождения. Хотя сделан он был, конечно, ради зрелищности.

Визуал

И это, конечно, получилось крайне эффектным образом. Можно не разбираться в моде и не поймать те мириады отсылок, которые спрятали создатели картины, но чтобы «мусорное» платье с огромным шлейфом или самосжигающийся плащ не произвели на вас впечатление — да быть такого не может! Конечно, после «Сойки-пересмешницы» и воспламеняющегося свадебного наряда Китнисс Эвердин может быть всякое, но Дисней действительно постарался сделать из «Круэллы» калейдоскоп образов.

Одна только Эмма Стоун, исполнительница главной роли, сменила 47 нарядов за время съемок. В общем для актрис пошили более 70 платьев — вот это гламурное расточительство. Живи Круэлла в другое время, она могла бы предложить пирожные народу…

Оскароносная художница по костюмам Дженни Беван вообще не скрывает тот факт, что большинство нарядов Де Виль вдохновлено Вивьен Вествуд, и вообще гордится этим. Да и как можно позволить себе отказаться от образов бабушки панка в фильме о панке? Беван бы, наверное, в таком случае до конца жизни мучилась кошмарами.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

«Основное действие фильма разворачивается в 1970-е, а я очень хорошо помню это время, — говорила Дженни Беван. — Вдохновением для образа Эстеллы стали фотографии немецкой рок-певицы Нины Хаген и дизайнера Вивьен Вествуд.

Критики разглядели в фильме целую плеяду модных реформаторов: откровенно читаются отсылки к Джону Гальяно — романтику-скандалисту, Александру Маккуину… На фоне «диоровской» баронессы фон Хеллман, оживившей эпоху кинодив от Джоан Кроуфорд до Элизабет Тейлор, она выглядела еще более хулиганской и даже порочной, но неизменно стильной. Хотя разве могло быть иначе?

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Одной из сценаристок выступила Алин Брош Маккенна, которая подарила миру «Дьявол носит Prada». Так что она заслуженно получает от нас титул гения фильмов о моде — изнанка fashion-мира ей удается действительно здорово.

Не можем не отметить линию между коллекцией фон Хеллман, которую Круэлла превратила в мини-экосистемы благодаря пчелам и бабочкам, и показами Маккуина. В 2001 году он устроил грандиозное шоу, в конце которого стенки стеклянного куба, помещенного в центр экспозиции, разбивались одна за другой. Внутри была обнаженная женщина, журналистка Мишель Олли. Ее тело покрывали бабочки, что, очевидно, стало вдохновением для создателей «Круэллы».

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Лица

Друг главной героини, модельер Арти, который участвует в становлении личного бренда злодейки, срисован с Дэвида Боуи. Если вы не заметили узнаваемые блузы и платок на шее как дань панк-шику, то макияж с подведенными глазами и главный символ Боуи — молния — не могут не натолкнуть вас на мысль о том, что эти образы связаны.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Так же, как Джеффри похож на Ив-Сен Лорана: здесь даже внешнее сходство поразительно.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Баронесса фон Хеллман, как мы уже выяснили, воплощает собой собирательный образ кинодив раннего Голливуда. Она — классическое творение эпохи Диора и Скиапарелли, а еще, как считают некоторые критики — Миранда Пристли, главный редактор из фильма «Дьявол носит Prada». То есть, если идти дальше, Анна Винтур.

О том, хотели ли создатели ленты натолкнуть зрителей на эту параллель, сказать сложно. Но, честно говоря, недавние митинги недовольных сотрудников, прошедшие под домом Винтур, заставляют сравнить ее с фон Хеллман — хотя это, конечно, субъективно.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

И даже главная героиня имеет своего прототипа. Точнее, не сама Круэлла, а девочка Эстелла, чьим альтер-эго злодейка раньше была. Если Вивьен Вествуд называют бабушкой панка, то Нину Хаген — матерью немецкого панка. Белый грим, растрепанная копна рыжих волос, мятежность и хулиганская натура — нужно ли больше доказательств в том, что Эстелла — это Нина?

Другой вопрос, на кого же похожа Круэлла. На свой прототип 1961 года — вряд ли. Где мундштук, шубы и непреодолимая кровожадность? Да и попытка убедить зрителя в обоснованности ненависти злодейки к далматинцам, которые убили ее мать, притянута за уши. Круэлла нового образца не похожа на свою «прабабушку» ну никак — даже в финале ее показывают рядом с теми злосчастными далматинцами.

Не курит, черту закона почти не переходит, мстит исключительно модным оружием, да еще и, похоже, на грани перехода в зоозащиту — что поделать. Новая этика — новая Круэлла.

Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые
Дьявол, Боуи и панки: почему фильм «Круэлла» смогут понять только взрослые

Еще больше новостей в нашем Телеграм-канале.

Фото: Кадры из фильма «Круэлла», Getty Images, Legion-Media/Splash news, Shutterstock/Fotodom.ru