Недавно у нас с друзьями-киноманами состоялся разговор о нашумевшем фильме «Круэлла»: были подняты вопросы целесообразности обеления негативного персонажа, переваривания идей не первой свежести и замашек аж на две целевые аудитории.
С первыми двумя темами, в целом, все ясно: на «фабрике идей», как известно, со свежим продуктом пока что туго, поэтому Disney грозится стать конвейером ремейков. Вам не хватило «Аладдина», «Мулан» и грядущей «Русалочки»? Продюсеры уверено, что еще нет. «А ты налей и отойди».
Хотя, признаемся, образ Круэллы просто умолял раскрыть его глубже — тем более, что на волне Джокера и Харли Квинн тема внутренних метаний злодеев и их тонкого психологизма как нельзя притягательна. Особенно для монетизации — вспомнить только, как много фильмов было снято в последнее время об антигероях, от «Отряда самоубийц» до «Тоня против всех». Так что, учитывая новый тренд, Круэлла Де Виль напрашивалась на экранизацию — тут не поспоришь.
Получилось, что образ главной злодейки из «101 далматинца» удобно расположился в пространственно-временном континууме. Во-первых, это эклектичность отлично ложится в эпоху 1970-х годов — расцвет панк-рока. Во-вторых, Великобритания — империя Вивьен Вествуд и Александра Маккуина, дерзкие творения которых так и просятся на экраны.
Только вот дети, на которых, в первую очередь, фильм и рассчитан, не поймут ни условий эпохи, ни бэкграунда этих фэшн-богов. Зато все это рассмотрят их родители. Только вот вопрос: можно ли сделать фильм с двумя посланиями для совершенно разных людей, если вы не снимаете «Однажды в Америке» или «Сибирского цирюльника»?
Давайте проведем эксперимент: мы постараемся разобрать основные отсылки к «взрослому» миру, а вы поставите режиссеру и сценаристу оценку — получилось ли у них влюбить вас, людей опытных, в Круэллу?
Музыка
Ученые считают, что слуховые воспоминания усваиваются человеком лучше, чем визуальные, поэтому начнем мы с музыкального сопровождения. Создатели ленты точно постарались и решили включить в фильм сразу лучшие композиции времени. Каждый трэк в картине — не просто подходящий и атмосферный, а дань времени, которое воспитало Эстеллу — ту самую, которая на экране превращается в злодейку. Не было бы панк-рока — не родилась бы из бездомной девчушки злодейка Круэлла.
Весь фильм — это один двухчасовой саундтрэк к дерзкой и хулиганской панк-сцене, которая кстати, в Великобритании и родилась. Если вы различили легендарную мелодию I Wanna Be Your Dog от группы The Stooges, то знайте — это дань уважения самому началу панка. Да и как удачно получилось с собаками — оценили совпадение названия песни и истории Де Виль?
The Doors, The Clash, The Zombies, Blondie, Queen, Тина Тернер — благословение для ушей. Да еще и сами Florence + The Machine написали песню Call Me Cruella, сделав полдела, создавая безупречный антураж. Честно говоря, этот фильм можно пересматривать с закрытыми глазами, насколько он хорош в плане звукового сопровождения. Хотя сделан он был, конечно, ради зрелищности.
Визуал
И это, конечно, получилось крайне эффектным образом. Можно не разбираться в моде и не поймать те мириады отсылок, которые спрятали создатели картины, но чтобы «мусорное» платье с огромным шлейфом или самосжигающийся плащ не произвели на вас впечатление — да быть такого не может! Конечно, после «Сойки-пересмешницы» и воспламеняющегося свадебного наряда Китнисс Эвердин может быть всякое, но Дисней действительно постарался сделать из «Круэллы» калейдоскоп образов.
Одна только Эмма Стоун, исполнительница главной роли, сменила 47 нарядов за время съемок. В общем для актрис пошили более 70 платьев — вот это гламурное расточительство. Живи Круэлла в другое время, она могла бы предложить пирожные народу…
Оскароносная художница по костюмам Дженни Беван вообще не скрывает тот факт, что большинство нарядов Де Виль вдохновлено Вивьен Вествуд, и вообще гордится этим. Да и как можно позволить себе отказаться от образов бабушки панка в фильме о панке? Беван бы, наверное, в таком случае до конца жизни мучилась кошмарами.
«Основное действие фильма разворачивается в 1970-е, а я очень хорошо помню это время, — говорила Дженни Беван. — Вдохновением для образа Эстеллы стали фотографии немецкой рок-певицы Нины Хаген и дизайнера Вивьен Вествуд.
Критики разглядели в фильме целую плеяду модных реформаторов: откровенно читаются отсылки к Джону Гальяно — романтику-скандалисту, Александру Маккуину… На фоне «диоровской» баронессы фон Хеллман, оживившей эпоху кинодив от Джоан Кроуфорд до Элизабет Тейлор, она выглядела еще более хулиганской и даже порочной, но неизменно стильной. Хотя разве могло быть иначе?
Одной из сценаристок выступила Алин Брош Маккенна, которая подарила миру «Дьявол носит Prada». Так что она заслуженно получает от нас титул гения фильмов о моде — изнанка fashion-мира ей удается действительно здорово.
Не можем не отметить линию между коллекцией фон Хеллман, которую Круэлла превратила в мини-экосистемы благодаря пчелам и бабочкам, и показами Маккуина. В 2001 году он устроил грандиозное шоу, в конце которого стенки стеклянного куба, помещенного в центр экспозиции, разбивались одна за другой. Внутри была обнаженная женщина, журналистка Мишель Олли. Ее тело покрывали бабочки, что, очевидно, стало вдохновением для создателей «Круэллы».
Лица
Друг главной героини, модельер Арти, который участвует в становлении личного бренда злодейки, срисован с Дэвида Боуи. Если вы не заметили узнаваемые блузы и платок на шее как дань панк-шику, то макияж с подведенными глазами и главный символ Боуи — молния — не могут не натолкнуть вас на мысль о том, что эти образы связаны.
Так же, как Джеффри похож на Ив-Сен Лорана: здесь даже внешнее сходство поразительно.
Баронесса фон Хеллман, как мы уже выяснили, воплощает собой собирательный образ кинодив раннего Голливуда. Она — классическое творение эпохи Диора и Скиапарелли, а еще, как считают некоторые критики — Миранда Пристли, главный редактор из фильма «Дьявол носит Prada». То есть, если идти дальше, Анна Винтур.
О том, хотели ли создатели ленты натолкнуть зрителей на эту параллель, сказать сложно. Но, честно говоря, недавние митинги недовольных сотрудников, прошедшие под домом Винтур, заставляют сравнить ее с фон Хеллман — хотя это, конечно, субъективно.
И даже главная героиня имеет своего прототипа. Точнее, не сама Круэлла, а девочка Эстелла, чьим альтер-эго злодейка раньше была. Если Вивьен Вествуд называют бабушкой панка, то Нину Хаген — матерью немецкого панка. Белый грим, растрепанная копна рыжих волос, мятежность и хулиганская натура — нужно ли больше доказательств в том, что Эстелла — это Нина?
Другой вопрос, на кого же похожа Круэлла. На свой прототип 1961 года — вряд ли. Где мундштук, шубы и непреодолимая кровожадность? Да и попытка убедить зрителя в обоснованности ненависти злодейки к далматинцам, которые убили ее мать, притянута за уши. Круэлла нового образца не похожа на свою «прабабушку» ну никак — даже в финале ее показывают рядом с теми злосчастными далматинцами.
Не курит, черту закона почти не переходит, мстит исключительно модным оружием, да еще и, похоже, на грани перехода в зоозащиту — что поделать. Новая этика — новая Круэлла.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Кадры из фильма «Круэлла», Getty Images, Legion-Media/Splash news, Shutterstock/Fotodom.ru