16 февраля Россию потрясла новость о том, что в одном из московских детских садов скончалась трехлетняя девочка. По версии СМИ, воспитатели забыли малышку на улице во время прогулки и лишь спустя два часа обнаружили ее там без сознания. Журналисты тут же написали, что девочка погибла из-за переохлаждения, а виной всему — халатность работников дошкольного учреждения. Воспитатели отрицали свою вину, утверждая, что все дети находились под присмотром двух педагогов. Директор школы, в ведении которой находится детский сад, предположила, что смерть девочки наступила по биологическим причинам.
Отец малышки рассказал журналистам, что иногда замечал на теле дочери синяки, да и сама она в последнее время не хотела ходить в сад, потому что «там обижают».
Через сутки после инцидента СК опроверг версию о том, что девочка замерзла на прогулке. По словам представителя Следственного комитета, после того как у ребенка произошел приступ, она была незамедлительно перенесена в помещение, а в ожидании скорой медсестра оказывала ей первую помощь. Предварительная версия смерти, заявленная врачами, — сердечная дисфункция.
В этой трагической истории следствию еще предстоит разбираться. Однако, не дожидаясь итогов, общественность уже вынесла свой вердикт. Это, безусловно, неправильно, однако народные аргументы просты и железобетонны: уж слишком много в последнее время было историй жестокого обращения взрослых с малышами в детских садах.
Мы привыкли считать, что буллинг — это история исключительно про школу. Причем травле подростки зачастую подвергаются не только со стороны сверстников, но и со стороны учителей. К слову, согласно закону «Об образовании», преподаватель может быть уволен, если будет доказан факт применения эмоционального или физического насилия. А как насчет детских садов?
В то время как условный семиклассник, понимающий, что такое хорошо и что такое плохо, может пожаловаться родителям, беззащитный малыш, который еще и говорит-то с трудом, молчит до последнего.
Из-за этого в дошкольных учреждениях по всей стране дети продолжают подвергаться издевательствам.
Каждый из нас в детстве сменил несколько воспитательниц, и большинство наверняка сможет вспомнить женщину, которая заставляла есть манную кашу с комочками, пить противный кисель и лежать неподвижно во время тихого часа. Вот только мы сейчас не об этом, а о вопиющих случаях человеческой жестокости, когда здоровье маленького ребенка подвергается опасности, а его психика может остаться искалеченной на всю жизнь. Мы расскажем резонансные истории, которые случились в российских детских садах за последнее время, а также спросим у психологов, возможно ли предотвратить беду.
Девочек заставили есть еду из мусорного бака
В конце 2015 года в городе Железногорске Курской области вокруг одного из детских садов разгорелся скандал. Во время обеда две девочки отказались доедать курицу и выкинули остатки еды в бак с пищевыми отходами.
Увидев это, воспитатель достала мясо из мусорного ведра и положила на детские тарелки, приказав есть, а иначе «будет хуже».
Одна из воспитанниц отказалась, а вторая съела, потому что испугалась. Об инциденте маме девочки рассказала родительница другого ребенка, который был наблюдателем и не смог не поделиться с семьей.
Женщина написала на воспитательницу жалобу, после чего та явилась к ним домой и просила не давать ход делу. Однако мать ребенка не отступила. Подключилась прокуратура, которая вскоре доказала, что инцидент действительно был: это подтвердили другие воспитатели дошкольного учреждения, а также родители воспитанников, которые узнали о случившемся от своих детей. В итоге детский сад выплатил семье девочки тридцать тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, а педагог был уволен.
Детей кололи канцелярскими кнопками
А вот в дошкольном учреждении города Канска воспитательницы Надежда и Анна выбрали средневековые методы диалога с детьми. Непедагогические меры воздействия включали в себя нанесения повреждений канцелярскими кнопками. Причем для наказаний была предусмотрела цветовая градация: за мелкую шалость несильно кололи белой кнопкой (например, если ребенок не хочет спать), а за серьезную провинность — красной. Следов практически не оставалось: родители списывали все на случайные порезы и аллергию. При этом воспитательницы убеждали детей не рассказывать о наказаниях семье, угрожая, что мамы обязательно накажут, узнав о проблемах в детском саду.
Выяснилось все случайным образом, весной 2017 года. Одна из девочек, находясь дома, начала колоть куклу иголкой, называя острый предмет «помощницей». Мама объяснила малышке, что игрушке больно, на что та ответила: «Ну в садике же так делают, значит, и мне можно». После этого женщина поговорила с другими родителями, которые, побеседовав с детьми, подтвердили страшные догадки. Одна из мам также вспомнила, что ребенок старается переодеваться без нее и наотрез отказывается впускать в ванную. Малыши дружно рассказали, что у воспитательниц есть «злые помощницы», которые следят за дисциплиной. По словам ребят, Надежда и Анна кололи их в ягодицы (вероятно, чтобы в семье никто не заметил следы), из-за чего на теле остались маленькие шрамы. Воспитатели частично признали свою вину и уволились, а вот следствие все еще идет.
По словам медицинского психолога Никиты Власова, одна из причин, по которой воспитатели могут издеваться над малышами, состоит в том, что сами педагоги в детстве могли стать жертвами насилия.
«Нанесенная в далеком прошлом психическая травма может «отыгрываться» в настоящем на самых беззащитных жертвах — животных или детях. Этот факт хорошо известен криминалистам, потому что тяжелое (в смысле насилия) детство было у многих преступников, — утверждает эксперт. — А вот механизм, обеспечивающий «перенос» ранних переживаний из прошлого в настоящее, до конца не изучен. Пока неясно, что это: банальная месть, попытка обрести силу «здесь и сейчас» и скомпенсировать собственный комплекс неполноценности или же своеобразная «психотерапия» своего раненого внутреннего ребенка».
Детям угрожали холодным оружием и заклеивали рот скотчем
Осенью прошлого года в поселке Климово Брянской области за жестокое обращение с детьми была осуждена педагог одного из дошкольных учреждений. Целых два года женщина систематически применяла к детям зверские способы воспитания: она била малышей, угрожала насилием, демонстрируя им шприцы и кухонные ножи, отбирала еду, а слишком разговорчивым ребятам… заклеивала скотчем рот. За непослушание женщина укладывала малышей спать в холодной туалетной комнате.
После прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело. В итоге суд признал женщину виновной в совершении преступления и приговорил ее к тремстам часам обязательных работ с лишением права заниматься педагогической деятельностью сроком на два года. А нас тем временем волнует вопрос: неужели спустя это время она, как ни в чем не бывало, вновь приступит к своим обязанностям?
Дети мыли туалеты
Наверное, многие из вас слышали историю, которая в конце ноября прошлого года наделала немало шума. В одной из спортивных школ Санкт-Петербурга 10-летних гимнасток сняли с тренировки и заставили убирать туалет, который они, якобы, испачкали. Слова девочек о том, что они этого не делали, заведующая отделением художественной гимнастики проигнорировала.
Этот «армейский» метод, оказывается, популярен даже в детских садах! В конце прошлого года совершенно случайно стало известно о том, что одном из самарских дошкольных учреждений воспитатели заставляли малышей драить унитазы в наказание за непослушание — например, если те не могли заснуть во время тихого часа.
Мама одного из воспитанников, рассказавшего ей об издевательствах, которым он подвергался с другом, нагрянула в детский сад. Педагог лишь пожала плечами, ответив: «Да вы не переживайте! Ваш сын мыл впервые. А вот другой мальчик на постоянной основе моет унитазы».
В результате выяснилось, что родители второго воспитанника ничего не знали о зверских методах воспитания их ребенка. Он, к слову, рассказал потом, что его заставляли мыть не только унитазы, но и раковины, для чего вытягивали за ногу с кровати во время тихого часа. Как несложно догадаться, руководство детского сада все обвинения отрицает. Сотрудники утверждают, что все дело в конфликте между родителями и воспитателями, а детям на самом деле «просто показывали, как правильно мыть туалет». Более того, заведующая учреждением начала угрожать маме одного из мальчиков. В результате обе пострадавшие семьи написали обращения уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ Анне Кузнецовой, а также ее самарской коллеге — Татьяне Козловой. Пока неясно, чем завершится дело, но, скорее всего, детскому саду грозит лишь штраф в размере семидесяти тысяч рублей. Воспитательница уволилась по собственному желанию.
Никита Власов предполагает, что еще одна причина, по которой воспитатели применяют «эсэсовские» методы, — в их слабой способности сопереживать другому живому существу.
«Лица, имеющие диагноз «диссоциальное расстройство личности», обладают эмоциональной тупостью и производят впечатление равнодушных, жестоких людей. Распознать их бывает довольно сложно, особенно когда дефект еще не перерос в стадию выраженной болезни. Многочисленные исследования показали, что подобная асоциальность является следствием патологии ряда структур головного мозга (миндалевидное тело, зеркальные нейроны и др.). Иными словами, это люди, чья «аморальность» имеет не столько социальную, связанную с воспитанием, сколько биологическую природу», — поведал специалист.
Мальчик отморозил руку по вине воспитательницы
Очередной вопиющий случай произошел 30 января этого года в Перми. Трехлетний малыш обморозил на улице пальцы из-за того, что воспитательница принципиально не хотела пускать его в помещение. Оказалось, что во время прогулки мальчик потерял варежку и остался на морозе и ветре с голой рукой. Малыш расплакался и попросил у педагога разрешения зайти в здание, потому что ему очень больно. На это женщина ответила отказом, а после того как хнычущий малыш несколько раз повторил просьбу, закричала на него: «Замолчи!».
Ребенку не оказали первую помощь. Воспитательница позвонила его родителям лишь после того, как у мальчика начали твердеть пальцы…
В травмпункте ему поставили диагноз «обморожение первой степени», которое, возможно, перейдет во вторую, и прописали длительное лечение.
Педагог извинилась перед семьей пострадавшего малыша и призналась, что накричала на него, чтобы он не распугал других детей своим плачем. По факту инцидента проводится проверка
Детей учили собачьим командам
31 января почти все российские СМИ написали о том, что в одном из екатеринбургских детских садиков воспитательница Елена устроила детям самый настоящий режим концлагеря. Незадолго до ее разоблачения мама одного из воспитанников поделилась своими подозрениями с другими родителями: «Мой ребенок однажды встал передо мной на колени и просил, чтобы я его не отводила в сад. Позже он рассказал мне, как воспитатель швыряла его на кровать, снимала штаны и била ложкой по половым органам со словами: «Ты не мужик, я тут главная, ты должен меня слушаться, это мой детский сад!». Мальчик также поведал, что Елена била его ложкой по пальцам на ногах и коленям.
На этот комментарий откликнулись и другие мамы, которые спешно провели беседы со своими отпрысками. Малыши в один голос заявили, что воспитательница их била, душила, насильно засовывала в рот пищу.
Кроме того, описавшихся детей она тыкала лицом в оставленную ими лужу, сажала воспитанников на высокий шкаф, а еще… приучала к собачьим командам «к ноге!», «сидеть!» и «ко мне!».
Психологи, которые позже провели работу с детьми, подтвердили, что к ребятам применялись методы насилия. Родители уверены, что трехлетние дети не могли бы такое придумать, однако сама Елена (у которой, к слову, нет ни то что специального педагогического образования, но и среднего) вину отрицает. Директор заведения также утверждает, что все обвинения голословны. Сейчас СКР по Свердловской области проводит доследственную проверку детского сада
Как понять, издеваются ли над вашим ребенком в детском саду
«Дети сами по себе очень эмоциональны, поэтому если ваш ребенок еще не умеет разговаривать или пока невнятно выражает свое мнение, в первую очередь следует обратить внимание на его поведение, — советует коуч, психолог, специалист нейролингвистического программирования Сергей Ланг. — Если малыша обижает воспитатель, то он, как правило, замыкается в себе, у него сбивается режим, нарушается сон, ухудшаются внимание и память».
По словам эксперта, первый признак того, что ребенка что-то беспокоит — он стал меньше общаться с родителями.
Как же узнать наверняка, все ли в порядке или стоит волноваться?
«Начните говорить со своим малышом: «Тебе нравится в саду? С кем ты уже подружился? Тебя понимают воспитатели? ». Если его что-то беспокоит, он непременно об этом расскажет. Смотрите за реакцией. Если у ребенка плохие отношения с воспитателем, при упоминании ее имени он начнет впадать в панику или волноваться. Если же все хорошо, то реакция будет адекватной», — говорит Ланг.
По мнению психолога, если дошкольника мучают панические атаки, он находится в состоянии хронической усталости и ложится спать раньше привычного времени, это, скорее всего, говорит о том, что над ним издеваются в детском саду.
«С детьми, которые уже умеют говорить, проведите «допрос» в игровой форме. Так вы выясните, какие у него отношения с коллективом. Предложите ребенку выбрать добрых и злых животных, а потом спросите, с кем у него ассоциируются его друзья-малыши, а с кем — воспитатель. Так детям легче изъясняться. Старайтесь, чтобы ответы всегда были развернутыми», — настаивает специалист.
Мы надеемся, что эти советы помогут понять, какие отношения у вашего ребенка с воспитателем и, в случае чего, предупредить неприятность. А еще, конечно, хочется пожелать всем детям никогда не сталкиваться с жестокостью старших.
Фото: Getty Images