Впервые о квадроберах в России заговорили летом 2024 года, тогда в Сети стали активно обсуждать новое увлечение: дети в масках животных, с хвостами и в перчатках-лапках активно подражают четвероногим. Прыжки, бег, повадки при встрече с другими животными — все это теперь пытаются воспроизвести квадроберы.
Конечно, те, кто далек от новой субкультуры, сочли увлечение, мягко говоря, странным, но решили: «поиграют и забудут». Но не тут-то было, история с певицей Миа Бойка вывела квадроберов на новый уровень популярности. Артистка спросила у девочки в маске: «Ты котенок или квадробер, не дай бог?» — и грянул гром. Одни вступились за школьницу, другие активно доказывают, что идет деградация подрастающего поколения, в Госдуме думают, как оградить наших детей от пагубного веяния с Запада, а общественники и вовсе призывают ввести штрафы и даже лишать родительских прав тех, у кого дома живет квадробер.
В выигрыше разве что продавцы, они быстро уловили настроение рынка, и вот уже на маркетплейсах можно купить домик для квадробера за 25 тысяч рублей, пакет корма за 2–3 тысячи, маски, хвосты, поводки — от 500 рублей и до бесконечности. Очевидно, раз есть предложение, то и спрос на такие товары тоже имеется.
То, что еще в начале лета называлось безобидным хобби, теперь расценивается как первые шаги к деградации и разложению. А вот и примеры: в Омске мама выгуливает дочь-квадробера на поводке, а собака при этом бегает рядом. В Краснодаре подросток в маске собаки укусила на площадке школьницу, в Серпухове мама привела своего «котенка» в ветклинику, чтобы ей сделали прививку и поставили чип, а когда сотрудники отказались, устроила скандал.
Так что же такое квадробика — опасное социальное явление или подростковое увлечение, которое очень скоро сменится чем-то другим? И что толкает подростков надевать маску, вилять хвостом и составлять конкуренцию реальным животным?
Кризисный психолог Анна Савельева рассуждает, что на формирование культуры квадробинга повлияли два фактора. Первый — детям, подросткам и молодежи свойственно примыкать к определенным группам, к тем, кто разделяет их интересы. Субкультуры были всегда, время диктовало свои правила: эмо, готы, стиляги, хиппи. Те, кто вчера красил глаза и губы черным цветом, сегодня стали заботливыми мамами или папами, спасают жизни людей, работают в школах и т. д. Причастность к какой-либо субкультуре не является клеймом на всю жизнь — время течет и меняет людей.
«Второе — культуру квадроберов закладывают сами родители. Как мы называем детей? Ты мой зайчик, ты мой котик. То есть мы непроизвольно даем детям понять, что быть животными — это хорошо, животных все любят, животные всем нравятся»
Ответ на вопрос, почему дети причисляют себя к субкультуре квадроберов, лежит на поверхности: детям не хватает родительского внимания и любви.
«То есть костяк движения создают недолюбленные дети. Сейчас родители очень заняты созданием материальных благ, а сами дети увлечены виртуальными мирами. Они не могут получить любовь от родителей, не могут найти понимание у сверстников. Казалось бы, перед нами масса возможностей, чтобы быть ближе друг к другу, но по факту мы отдаляемся. И дети, надевая маски и цепляя хвосты, кричат о том, как им нужно внимание, одобрение, поддержка и любовь. Так что это способ привлечь, прежде всего, внимание мамы и папы», — рассуждает Анна.
Нужно ли реагировать на такое проявление? Конечно, нужно. Но не лишать родительских прав, не наказывать семьи рублем, а детей — ремнем.
«Исправить все в силах родителя: нужно показать ребенку-квадроберу свою любовь. Показать, что он важен взрослому независимо от того, как выглядит и каких успехов добился в школе», — рассуждает психолог.
При этом, конечно, должна быть адекватная оценка происходящего. Случаи, когда мама водит квадробера на поводке или просит поставить ему чип, мягко говоря, сигналят о том, что проблемы не столько у подростка, сколько у самого родителя.
Фото: Shutterstock/FOTODOM