...
Генеральный директор телеканала «Домашний» Лика Бланк рассказала Woman.ru о том, как построить карьеру и добиться успеха
1 из 18

Мы встретились с Ликой Бланк сразу после генеральной репетиции — канал СТС Love презентовал осенние премьеры в «Музеоне» — чтобы обсудить особенности построения женской карьеры, поговорить о том, как совмещать личную жизнь и работу, и выяснить, почему так важно вовремя выходить из зоны комфорта.

Глядя на эту хрупкую брюнетку в черной кожаной косухе поверх легкого мятного платья в белый горошек, не верится, что она руководит сразу двумя масштабными проектами холдинга «СТС Медиа» и делает это весьма успешно. Но это тот самый случай, когда первое впечатление обманчиво.

Woman.ru: Лика, вы как-то сказали, что всегда хотели работать именно на «женском канале», а почему?
Лика Бланк: Развлекательное телевидение везде примерно одинаковое. Есть комедийные, детективные, семейные каналы: у каждого из них своя целевая аудитория. Женское телевидение — достаточно интересная ниша, которая на тот момент в России была свободна. Да, существовал канал «Домашний», но он был скорее каналом для совместного просмотра. Хотя, на самом деле, его больше смотрели женщины.

«Я верю в женское телевидение в этой стране. Как показывают последние исследования, 60% добытчиков в семьях — это женщины, но не потому, что они выступают за феминизм и рвутся зарабатывать. У них просто нет выбора, мужчины у нас такие...»

Woman.ru: Как вы думаете, можно ли говорить об особенностях построения женской карьеры в России?
Л.Б.: Женщинам делать карьеру тяжелее, чем мужчинам. Виной тому исторически сложившийся стереотип, что мы должны сидеть дома, воспитывать детей, гладить рубашки. В советские времена, кстати, он весьма активно поддерживался, хотя женщин заставляли работать наравне с мужчинами. Но и сегодня это непросто. Хотя могу сказать, что иногда, в каких-то вещах, быть женщиной... помогает!

Woman.ru: Хотелось бы узнать, в каких. Приходилось ли вам использовать то, что называют женскими штучками, чтобы добиться своего?
Л.Б.: Раньше я держалась с мужчинами наравне, отстаивала собственное мнение, и мне не делали гендерную скидку. А потом поняла, что иногда достаточно улыбнуться и сказать: «Ну пожалуйста» — и это сработает. Данное открытие я сделала несколько лет назад (смеется). Но поскольку на работе должно все же быть какое-то равноправие, то прибегаю к женским уловкам крайне редко.

Woman.ru: Лика, а что вы считаете своим главным секретным оружием?
Л.Б.: Когда ты делаешь глаза грустного котика, подходишь к человеку и говоришь: «Если ты мне не поможешь, то никто не поможет!» (улыбается). Но, повторюсь, я делаю так крайне редко.

Woman.ru: Вернемся ненадолго в прошлое. Как отреагировали родители, когда вы решили учиться на журфаке, вместо того, чтобы продолжить кинематографическую династию? Кстати, а почему вы поступили именно так?
Л.Б.: Они были уверены, что я стану актрисой или режиссером. Но я поняла, что во ВГИК не пойду, чтобы потом не говорили, что меня туда родители устроили (прим. Woman.ru: Лика родилась в семье известного советского режиссера Александра Бланка, снявшего такие ленты, как «Тимур и его команда», «Цыган», «Возвращение Будулая»). В МГИМО сразу сказали, что мне в этом учебном заведении делать нечего — фамилия неправильная. А папа с мамой, узнав о моем решении поступать на журфак, предупредили, что придется рассчитывать только на собственные силы. Даже фамилия, которая бы открыла двери во ВГИК, в МГУ мне точно не поможет.

Woman.ru: Вы очень рано начали работать, чуть ли не с первого курса...
Л.Б.: Я начинала в «Известиях» курьером — носила полосы с одного этажа на другой. Но однажды я сказала вслух: «Боже, я учусь на журфаке МГУ, почему я полосы ношу?!». И меня позвали работать ассистентом редакции информационных программ на РЕН-ТВ. Тогда только-только шла организация службы новостей. В должности помощницы Сергея Корзуна я проработала полтора месяца и забастовала: «Как же так, я учусь на журфаке МГУ, почему я должна быть секретаршей, отвечать на звонки и варить кофе?». На вопрос Корзуна, чего же ты, деточка, хочешь, я честно ответила: «Всего и сразу», — и поехала снимать свой первый сюжет, а потом и второй. Через два года я была директором службы, потом стала продюсером. Кажется, я перепробовала все, разве что ведущей и оператором не была.

Woman.ru: Провокационный вопрос: кто, на ваш взгляд, работает лучше — мужчины или женщины?
Л.Б.: Я считаю, что женщины! Если мы посмотрим на коллективы (речь, конечно, не про IT-компании или нефтяной бизнес), то 80% работников в них — это женщины. Мы, кстати, все пытаемся «разбавить» наш женский коллектив мужчинами, но у нас не слишком хорошо получается (смеется).

Женщины более трудолюбивые, ответственные, легче обучаются, знают, что им надеяться не на кого. Мужчины в этом плане другие — они вряд ли будут вертеться на трех работах, чтобы прокормить семью, а по ночам готовить обеды.

У женщин, особенно у тех, что с детьми, гораздо меньше возможностей абстрагироваться от реальности, лежа на диване. Вспомним народные сказки — мужская лень лежит в основе русской ментальности! Им бы на печи передвигаться, да пить из молочной реки с кисельными берегами.

Woman.ru: Вы меняли не только места работы, но и страны. Как понимали, что пора в очередной раз двигаться вперед?
Л.Б.: Как правило, в среднем нужно два-три года на то, чтобы оказаться в зоне комфорта. Ты понимаешь, как и что работает. Понимаешь, что достиг условного потолка, когда можно что-то улучшить, но развиваться дальше уже некуда.

«В такой ситуации я обычно кардинально меняю сферу деятельности — либо ухожу, либо уезжаю. И начинаю все сначала. Надо выходить из зоны комфорта, чтобы научиться чему-то новому. На работу я хожу не деньги зарабатывать, а для того, чтобы результат был».

Woman.ru: В каком из проектов «Домашнего» вы готовы появиться в качестве героини? «Ангелы красоты», «Свадебный размер», «Беременные» — выбирайте!
Л.Б.: В любом! История с новой прической, макияжем, туфлями — это история про меня. Похудение — тоже про меня. Я люблю вкусно поесть и постоянно борюсь с лишним весом, а потом он — со мной. Беременность — почему бы и нет? Мне кажется, роль для женщины вполне органично-гармоничная.

Woman.ru: Планируете? Готовы оставить карьеру ради малыша?
Л.Б.: Беременность, конечно, планирую. А вот уходить надолго в декрет — нет. Мне кажется, что сейчас можно все успеть, не знаю, правда, как наши мамы все успевали, когда стирали пеленки руками. Сегодня это вопрос организации своего времени. Если уж я могу организовать работу двух каналов, то что говорить о жизни семьи.

У меня перед глазами яркий пример — моя начальница Юлиана Слащева (генеральный директор «СТС Медиа» — прим. Woman.ru), у которой детей трое. Она их каждое утро в школу возит, знает, кто, где и чем занят. Юлиана не собирается останавливаться на достигнутом. Так что мне есть, к чему стремиться.

Woman.ru: Лика, как одеваетесь на важные деловые встречи?
Л.Б.: Одежда — тоже способ воздействия. Можно прийти в деловом костюме, можно примерить романтичный look. Я могу и в пачке прийти, если мне нужно кого-то обескуражить. На телевидении, конечно, есть официальный деловой дресс-код. Но он более мягкий, чем в других сферах. Тем не менее, и на ТВ одежда остается инструментом манипуляции. Когда ты приходишь куда-то в маечке с Микки Маусом, все говорят: «Все с ней понятно» — и... недооценивают.

Woman.ru: Есть ли модные «табу», которые вы никогда не нарушите?
Л.Б.: Мне кажется, что я никогда не куплю сумку Louis Vuitton. Во-первых, это все равно, что ходить с сумкой, на которой ценник висит. (После этой фразы в кафе повисает многозначительная тишина: девушки из команды Бланк, присутствующие на нашей встрече, молча переглядываются. У всех трех сумочки именно этого бренда. Лика тут же спешит исправить ситуацию). По крайней мере, точно не куплю сумку, на которой повсюду кричащие монограммы! (Девушки дружно выдыхают, ибо все три экземпляра узнаваемые, но отнюдь не броские). Во-вторых, я не понимаю, почему искусственная кожа стоит таких денег. Хотя у меня есть сумка Lancel из коллекции Брижит Бардо — вся такая розовая, натуральная... из ткани.

Woman.ru: Как вы думаете, те качества, благодаря которым легче сделать карьеру — от целеустремленности до амбициозности — они помогают или мешают женщинам устроить свою личную жизнь?
Л.Б.: Мне кажется, что в России не очень помогают, потому что у нас мужчины недостаточно целеустремленные. И пусть сейчас я выступаю как феминистка, но это правда — к ним есть вопросы. А если женщина и состоялась больше, чем они, то мужчинам еще сложнее это принять. Мне кажется, суть женской природы — гармония в разных ролевых моделях. Дома с любимым мужчиной быть одной, на работе — другой, с детьми — третьей, с друзьями — четвертой. Главное — не изменять своим принципам. Я всегда до последнего отстаиваю свою позицию, даже если со мной больше никто не согласен.

Woman.ru: А на вашу личную жизнь какие принципы распространяются?
Л.Б.: Можно простить многое, только не подлость и предательство.

Woman.ru: Дайте, пожалуйста, несколько советов женщинам, которые хотят самореализоваться и делать карьеру.
Л.Б.: Важно не сдаваться, верить в себя и четко знать, чего ты хочешь. Не нужно мыслить какими-то глобальными категориями. Я никогда не ставила себе задачу стать директором канала или двух. Мне было интересно учиться тому, чего я еще не умела, реализовываться в каких-то других ипостасях. Главное — верить в себя, ставить перед собой реальные цели, не оперируя большими величинами.

Работаешь ты в школе учителем, значит, можно стать завучем или директором, можно пойти в департамент, стать начальником департамента культуры, а потом можно и Собяниным стать — кем угодно. Главное, соизмерять свои шаги. Не зря говорят, что юбка-карандаш помогает вырабатывать женственную походку. Она узкая, так что ты идешь вперед быстро, но мелким шагом. Мужчины мыслят масштабно: если машина, то роллс-ройс, если лететь, то даже не бизнес-классом, а частным самолетом. Если руководить, то не заводом, а страной. Но проект «Обломовщина» так и останется проектом, а к реальным целям вполне реально прийти.