Кирилл — единственный ребенок в семье, долгожданный, выстраданный, поэтому с самого рождения любимого «сыну» чуть ли не в вату заворачивают. Кире вызывают такси, если он проспал школу, суют в карман наличные, чтобы не давился пресной кашей в столовой, покупают сникерхеды из последней коллекции по цене половины учительской зарплаты. Кира в свои 12 лет видел Саграду Фамилию в Барселоне, португальскую Синтру, купался в Тихом и Индийском океане. Недавно подросток заявил родителям, что не планирует после окончания школы поступать в вуз, хочет поискать себя. Душа требует, пока молод. Ну а что? Квартиру мама с папой ему купили, будет ее сдавать, а сам поедет искать истину. Почему не поработать тогда? — резонно поинтересовались родители. Там может и истина объявится сама собой. Ну нет, работа дураков любит, а Кирилла манит свет познания.
Комментирует клинический психолог Мария Загорская:
Если еще 15 лет назад, ко мне приходили богатые папы и мамы с просьбой сделать что-то с ребенком-инфантилом, который ничего не хочет, живет бесцельно, то сейчас такой случай — каждый второй.
Поколение, ставшее родителями в середине 2000-х — первые сытые взрослые, которое решила показать своим детям еще более сытую жизнь. И явно перестарались. У нынешних школьников, во-первых, отсутствует понимание, что деньги — это результат напряженного и, что важно, продолжительного труда. То есть, они готовы поработать, покреативить, поучиться чему-то, но недолго и чтоб не «в напряг». Вставать с утра, трудиться где-то восемь часов без перерыва — да, ну! Для них это пережиток «совка». Они так не хотят. А жить когда? А сериалы?
Во-вторых, это первое поколение, которое почти не пользуется живыми деньгами, только пластиковой картой, отсюда сильное обесценивание денег. Ментально — легко отдается то, что ты не можешь потрогать руками. Но увы! — эта же легкость распространяется и на возможность получения чужих денег. Для таких детей в будущем ничего не будет стоит взять кредит, залезть в овердрафт, занять и забыть отдать, подумаешь, это всего лишь деньги. Стертая граница между виртуальным миром и реальным заставляет их пребывать в ощущении, что деньги даются легко. Как-нибудь да заработаются.
Тут еще мобильные сервисы банков оказывают «медвежью услугу», ведь все операции можно сделать двумя кликами, опять легко. Плюс, на это сознание плодотворно ложатся и новые денежные установки от коучей и финансовых гуру. Одно из моих любимых в кавычках: деньги приходят под запрос. Вот сформулируйте правильно требование ко Вселенной и на вас прольется дождь из золотых монет. Не прольется. Если бы все было так легко… За правильным мышлением должны стоять цели и формулирование конкретных действий.
Тут вновь мы упираемся в необходимость формирования у детей мышцы воли, воспитания усилия, они же к этому не приучены. В противном случае, нас ждет целое поколение должников.
Что нужно сделать сейчас, чтобы ребенок почувствовал ценность денег?
Установить лимит его карманных расходов, который он не должен превышать. Переступил планку? Значит, будет жить без денег. Важно: лимит не должен распространяться на базовые потребности ребенка: проезд, завтраки, связь.
Постарайтесь давать карманные расходы наличными. И купите сыну/дочери кошелек. Так вы создадите у ребенка ощущение реальности денег, чтобы он мог почувствовать момент пересчитывания купюр, поиска в кармашках мелочи. Это работает на подсознательном уровне. Тяжесть монет тянет карман и добавляет им ценности.
На отдыхе за границей отправляйте ребенка за мелкими покупками. Тут работает тот же эффект: ему нужно понять, насколько ценна другая валюта по отношению к отечественной, не дорого ли просят за этот товар, а может найти магазин, где дешевле? Каждый день сравнивая и считая ребенок как бы посмотрит на деньги с другой стороны.
Не ведитесь на его спонтанные «хочу». У детей не сформирована воля, они не умеют терпеть, поэтому им нужно все, вот буквально все в магазине и прямо сейчас. Договоритесь, что вы купите эту вещь, но… через два дня. Это время на подумать, нужна ли она вам на самом деле? В целом, я рекомендую договориться об одной покупке в месяц, и это уже сфера ответственности ребенка, что из многообразия выбора он хочет.
Подарки близких родственников, бабушек и дедушек не должны быть денежным поощрением за любые усилия ребенка. То есть, подарить деньги за пятерку в школе — да, а за вынос мусора — нет, тысячу рублей за помощь с братом — заслужил, а за то, что вел себя тихо и ни с кем не подрался — просто молодец, возьми с полки леденец! Принцип тот же: потрудился — получи награду.
Если у ребенка есть какая-то материальная мечта, предложите вместе составить план, как ее быстрее реализовать. Какая потребуется сумма, сколько месяцев копить, откуда взять средства, накидать способы, где купить эту вещь дешевле. Можно даже выписать все на листочке, так ребенку проще ставить цель, визуализировать ее.
Фото: Getty Images