Многие технические сферы до сих пор считаются «мужскими». Среди причин такого гендерного дисбаланса: стереотипы о профессиях, на которых нас воспитывали; скептическое отношение к женщинам на сложных производствах и в технических компаниях; и, конечно же, высокая вероятность отсутствия поддержки со стороны близких людей, на которую так рассчитывают молодые девушки, выбирающие профессию.
Например, по данным НАФИ, 71% россиян разделяют мнение, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. А родителей, готовых порекомендовать работу в технической сфере сыновьям, в три раза больше, чем тех, кто готов дать тот же совет дочерям.
Однако всегда есть исключения из правил. И в последнее время их становится все больше, что не может не радовать. Одна из ярких примеров — Софья Каменских, удивительная девушка, доказывающая, что нет ничего невозможного, если ты знаешь, чего действительно хочешь.
«Когда я перешла в десятый класс, к нам в школу пришла новая учительница по химии. Именно ей я обязана тем, что во мне проснулся интерес к науке. Я так хотела узнать как можно больше, что начала ходить на всевозможные дополнительные уроки, которые проходили в других классах и параллелях, а потом даже приняла участие в конкурсе МГУ, проект для которого мы делали вместе с этой учительницей.
Очень быстро я поняла, что химия - это то, с чем я хочу связать свою жизнь.
Помогла и поддержка семьи. Моя мама была медицинским работником, а папа - строительным инженером, но они всегда поощряли меня принимать решения самостоятельно, отталкиваться от своих внутренних ощущений и стремлений, поэтому мой выбор в пользу химии они одобрили.
Еще один человек, которому я благодарна - отец моей подруги, который работал в Газпроме. Когда я рассказала ему о своих планах, он произнес: “Софья, ты молодец, ты со всем справишься, я в тебя верю!” Эти слова так сильно запали мне в душу, что я их помню даже спустя пять лет. Все-таки их сказал человек, который хорошо разбирался в технической отрасли и знал меня со стороны. Он понимал, какой у меня склад ума и личные качества, поэтому добавил: “Тебе точно будет интересно в этой сфере”.
Когда я выбирала, куда именно поступать, у меня было два основных варианта — либо в Москву, либо за границу, в Чехию. Поэтому весь одиннадцатый класс я усиленно учила чешский язык. Но в конце учебного года в моей семье произошла трагедия, которая заставила меня изменить планы. Умерла моя мама. Мне было 17 лет, а до ЕГЭ и вступительных экзаменов оставался всего месяц. В тот момент я поняла, что не готова уезжать из своего родного города, и решила подавать документы в Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ).
Несмотря на то, что я закончила школу с красным аттестатом и золотой медалью, ходила на дополнительные занятия и принимала участие во всевозможных конкурсах, на которых можно было заработать дополнительные баллы, я немного волновалась, что не смогу пройти на бюджет. Поступающих было много, да и химическая промышленность становилась все более востребованной.
На вступительных экзаменах мне сняли один балл - как я была уверена, незаслуженно или по ошибке. Поэтому я сразу же пошла на апелляцию. Там я познакомилась с замечательной женщиной по имени Ольга Ивановна Бахерева, которая сыграла в моей судьбе важную роль. Она работала в приемной комиссии ПНИПУ (и, забегая вперед, впоследствии стала моим преподавателем по физической химии). Благодаря ей мне вернули тот самый балл, и я смогла пройти на бюджет. Думаю, все это произошло неслучайно, и я должна была оказаться там, где оказалась.
Учебу в ПНИПУ я могу назвать огромной школой жизни. Так получилось, что на первом курсе я проявила инициативу и сказала, что хочу быть старостой. Несмотря на то, что одногруппники знали меня всего неделю, они меня поддержали. Став старостой, я поняла, какая это ответственность — быть лицом всей группы. Но это не было мне в тягость. Мне действительно всегда нравилось брать на себя новые задачи, потому что они заставляют меня расти над собой, становиться лучше.
Девушка-староста была в новинку для нашего факультета. Но как сказала наша завкафедрой: «Соня, все изменилось, в том числе — с твоего появления у нас».
Учиться, конечно, было интересно, но непросто. Мы мало спали, много трудились, но стали более взрослыми и дисциплинированными, получили навыки постановки задач и соблюдения сроков их выполнения. Со времен студенчества у меня появилась привычка вести ежедневник, и это мне до сих пор сильно помогает и в работе, и в личной жизни.
У меня была мысль отчислиться, когда я была на первом курсе. Я даже пришла в деканат, чтобы написать заявление, но со мной решила поговорить заместитель декана по учебной работе. Она не давила на меня и не уговаривала остаться, просто отнеслась ко мне по-человечески, выслушала и поддержала. Зная вкратце мою историю про маму и понимая, в каком психическом состоянии я находилась, она сказала, что окажет мне любую необходимую помощь. И если после этого я все еще буду настроена отчислиться, она без вопросов подпишет мое заявление. Эта беседа оставила на мне большой отпечаток. Я очень благодарна Старковой Галине Алексеевне за то, что она протянула мне руку помощи в такой решающий момент. Больше желания бросить учебу у меня не возникало.
Помимо уникальных знаний и опыта университет также подарил мне прекрасных друзей, за что я ему безмерно благодарна. Нас объединили не только схожие взгляды, но и огромная любовь к химии. Помню, как на одном из экзаменов я и мои друзья-мальчики сдали экзамен и освободились, а одна наша подруга продолжала сидеть над своим билетом. Все так переживали за нее. Это читалось в глазах мальчиков. Я тоже не находила себе места от волнения - просто сидела и машинально стучала ногами по полу. Наверно, это выглядело странно. Но именно эта наша реакция была отличной иллюстрацией нашей сплоченности. Мы были как единое целое. Это просто поразительное чувство, которое довелось мне испытать.
С моими друзьями из университета мы продолжаем общаться и созваниваться, несмотря на то, что после окончания обучения жизнь разбросала нас по разным городам, работам и заводам.
На выпускном мы пообещали всегда быть друг у друга, и обещание это держим.
Заканчивая бакалавриат, я вообще не представляла, куда дальше пойду работать. Шутила, что завод — это точно не для меня, ведь мне гораздо интереснее заниматься наукой, продвигать ее. Но, как говорится, никогда не говори никогда.
В день защиты диплома мне позвонил HR-менеджер УралХима (одной из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в России - прим. ред.) и предложил должность инженера-технолога на производстве. На следующий день я приехала на собеседование. Оно продлилось около четырех часов и оставило меня в смешанных чувствах. С одной стороны, я все еще считала, что мне нужно идти в магистратуру и посвятить себя науке. С другой стороны, начальник цеха, в который я устраивалась, многое рассказал мне о компании - и это произвело на меня огромное впечатление.
Миссия УралХима - обеспечить наш мир продовольствием. Эта компания производит минеральные удобрения, которые критически важны для выращивания урожая. Иными словами, для производства еды, которая нужна каждому из нас. Когда я это узнала, то поняла, как это все сходится с моими личными принципами и целями. Моим желанием сделать этот мир лучше и счастливее. И я приняла приглашение на работу.
Сейчас я работаю в цехе по производству аммиака - это основной цех в пермском филиале УралХима “ПМУ”. Я единственная девушка в нашем подразделении, остальные 72 человека - мужчины. Будучи инженером-технологом, я отвечаю за контроль технологической дисциплины и за соблюдение правил охраны труда. Но, как говорит мой начальник, меня в принципе можно назвать связующим звеном между нашим подразделением и всеми остальными. Каждый день мне приходится общаться с большим количеством людей, а иногда и совершать по 50-70 звонков по рабочим вопросам.
Также в зоне моей ответственности - ежемесячное составление производственных отчетов, в которых я сопоставляю результаты нашего подразделения с бизнес-планом по выпуску продукции. Если мы недовыполнили план - надо объяснить, почему; перевыполнили - тоже надо проанализировать, как это произошло.
Словом, у меня действительно очень широкий спектр должностных обязанностей, при этом нужно быть очень гибким сотрудником и постоянно учиться чему-то новому. Например, некоторое время назад у нас появилась программа, в которую мы стали заносить данные об инструктажах, стажировках, картах оценки рисков и так далее. Я достаточно быстро этому обучилась, и мне было приятно услышать, что мой начальник доволен моим прогрессом. Бывает, что мне звонят руководители других подразделений и просят с чем-то помочь. Это очень здорово, когда ты понимаешь, что не только развиваешься профессионально, но и можешь быть полезен на той работе, которую любишь.
Параллельно с работой я учусь в магистратуре по направлению “Управление отходами и экономика замкнутого цикла” на кафедре Охраны окружающей среды, состою в Совете молодежи и отвечаю за взаимодействие с подшефными учебными организациями. Конечно, мне приходится расставлять приоритеты. Сейчас я большую часть времени уделяю работе, стремлюсь построить карьеру в компании, миссия которой мне так близка. Но и учеба мне нравится, она помогает мне развиваться, расширять свой личный и профессиональный кругозор. Так что я стараюсь соблюдать баланс между этими сферами.
Если бы меня попросили дать совет девушке, которая собирается идти в техническую отрасль, я бы сказала: будь как локомотив, который всегда едет вперед и ничего не боится. Ты должна быть сильной духом и иметь цель, ради которой ты живешь и делаешь то, что делаешь. Это очень важно.
Дорогие девушки, помните, что какие бы ни были обстоятельства, вы с ними справитесь. Потому что вы сильные. И я в вас верю».