Светлана Камынина
Светлана Камынина

Премия «Оскар» отгремела в Лос-Анджелесе еще несколько недель назад и, несмотря на несколько омрачивших ее скандалов, стала торжеством красоты. Стальные наряды, статуэтки, отливающие золотом, и счастливые улыбки победителей. Сейчас премия проходит как настоящий праздник — с торжественными речами и вечеринками. Но в начале 1940-х все было по-другому. Шла война, всюду царили страх и рушились надежды людей на счастливую жизнь.

Именно об этом страшном времени решил снять свой новый фильм режиссер Сергей Мокрицкий. В поисках свежих идей он изучал документы того времени и наткнулся на интересную историю. Известна она была далеко не всем, но точно заслуживала внимание. В итоге, картину «Первый Оскар» Мокрицкий посвятил другой ленте — «Разгром немецких войск под Москвой». В 1943 году она получила «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Эта награда стала первой для советского кинематографа.

Наталья Мокрицкая
Продюсер Наталья Мокрицкая

Кстати, в те времена статуэтки выглядели совершенно по-другому. В условиях военного времени их отливали не из драгоценных металлов, а из гипса. Ведущие церемонии пообещали всем лауреатам, как только наступит мир, поменять их на золотые. Но одна война закончилась, началась «холодная», и первый советский «Оскар» так и остался гипсовым. Сейчас он хранится в Музее кино.

Сергей Мокрицкий сделал главными героями «Первого Оскара» операторов-документалистов, которые с риском для жизни добывали ценные кадры. Именно эти черно-белые фрагменты войны потом помогали понять, как развивались события в местах сражений.

По сюжету однокурсники по ВГИКу Иван и Лев добиваются направления на фронт, чтобы с камерами оказаться в эпицентре грандиозной битвы за Москву. Они молоды, талантливы и искренне верят в справедливость. Но война — это лишь часть их жизни. В тылу их ждет девушка, в которую оба влюблены и пытаются завоевать…

Владимир Мединский и Александр Кибовский
Владимир Мединский и Александр Кибовский

Премьера фильма прошла в самом красивом кинотеатре Москвы — в «Художественном», и была пропитана какой-то особой атмосферой. Из колонок играла советская музыка, все вокруг обсуждали исторические события, а гости были чуть более серьезными, чем обычно.

Представить картину пришли исполнители главных ролей, члены съемочной группы и помощник президента России Владимир Мединский. Пока Антон Момот, Андрей Мерзликин и Василий Мищенко общались с коллегами и отвечали на вопросы журналистов, вихрем носился по залу Тихон Жизневский.

Тихон Жизневский
Тихон Жизневский

Всем хотелось узнать его впечатления о съемках, украдкой сделать селфи и просто расспросить о личной жизни — актер был нарасхват. Чего-чего, а энергии ему не занимать — успел и перед фотографами попозировать, и дать пару коротких интервью, а потом ушел в зал наслаждаться фильмом. Роль ему досталась не самая простая, но достойная аплодисментов, которые звучали после показа.

Посетили премьеру и другие звездные гости. Некоторые из них почему-то так и норовили проскочить мимо фотографов, но не тут-то было. Впрочем, можно простить знаменитостям эту скромность. Все-таки последние два месяца светская жизнь столицы стояла на стопе, а для того, чтобы снова привыкнуть к объективам камер и вспышкам, потребуется немного времени.

Урок о том, как нужно врываться в привычный ритм жизни, показала Ирина Безрукова. Она вошла в кинотеатр, озаряя всех своей улыбкой — в алом костюме под цвет ковровой дорожки. Даже если бы актриса и хотела затеряться в толпе, у нее бы это не получилось. До тех пор, пока звезда после третьего звонка не поспешила в зал, на ней задерживались взгляды всех гостей.

Ирина Безрукова
Ирина Безрукова

Не оставила без внимания фильм и телеведущая Татьяна Геворкян. Она, как и герои картины, в свое время тоже училась во ВГИКе и окончила его в 2002 году.

Татьяна Геворкян
Татьяна Геворкян

Оценить картину своим профессиональным взглядом в «Художественный» пришел и режиссер Алексей Учитель. Несколько месяцев назад, накануне своего 70-летия, он немного рассказал о творческих планах, и признался, что хотел бы однажды получить «Оскар».

«Он нужен не только мне, потому что кино делает огромное количество людей, и когда фильм получает — это не только моя награда. Это и престиж страны — мы же хотим выигрывать Олимпиаду и прочее», — признался Учитель, но намекнул, что жюри подобных премий не всегда бывает объективным.

Алексей Учитель
Алексей Учитель

Рассуждать на тему того, какие картины получают статуэтки, и достойны ли они их, можно до бесконечности. Тут ясно только одно — в 1943-м году члены Американской киноакадемии с выбором победителя не ошиблись. Ведь для того, чтобы создать фильм, приехавший в Лос-Анджелес из далекого Советского Союза, потребовались не только километры пленки, но и смелость, находчивость и хладнокровие.

Смотрите фильм «Первый Оскар» в кинотеатрах с 21 апреля.

...

Юлия Пересильд

1 из 13

Еще больше новостей в нашем Телеграм-канале.

Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru