Каким словом вы бы описали Ларису Долину? Предлагаем «сильная». Это относится ко всему: голосу, репутации, жизненным кредо, характеру, цитатам. О том, как хлестко певица прошлась по молодому поколению артистов в лице Вали Карнавал вспоминать будут еще долго. А звезда джаза, не стесняясь, добавит еще — не в ее правилах недоговаривать или искусственно «приглаживать» свои слова.
Так что любое интервью Долиной легко растаскивается на звучные цитаты. Другой вопрос, как часто звезда соглашается на откровенные беседы. Зачем ей что-то доказывать? Статус главной джазовой дивы сплетнями о себе подогревать нет смысла, вспоминать о трудных временах ради всеобщего восхищения — тоже. А если Лариса Александровна и говорит о тяготах минувших лет, то только в контексте: «пришла — получила урок — встала и пошла».
Об одном из таки эпизодов Долина вспомнила во время интервью с Екатериной Гордеевой. Еще не забыли о том, как Долина яростно настаивала на необходимости профессионального образования для артистов? Ей самой пришлось заканчивать училище Гнесиных заочно. Не из-за неуспеваемости, конечно, а потому что молодая артистка решила сделать ставку на гастроли и заработок с концертов. А еще потому, что ее… Выгнали из Москвы из-за отсутствия московской прописки.
«Нас просто уволили всех из „Росконцерта“, 270 человек, включая народных, заслуженных, лауреатов и так далее. Вот такой странный закон был издан тогдашним министром культуры Российской Федерации. Я даже фамилию помню — Мелентьев. Он мне тогда, по сути, сломал жизнь», — вспомнила Долина.
Министра она простила и зла на него не держит, но вспоминала, конечно, часто. Особенно, когда ей пришлось переехать в Ленинград вместе с семьей и искать заработок хоть из чего-нибудь. «Было очень тяжело. Денег не было, работы не было, жили в одной комнате впятером: я, муж, ребенок грудной и его родители за перегородкой», — рассказывает артистка.
Впервые в жизни Долина сама пошла в «Ленконцерт» и попросилась на работу. «Мне надо просто зарабатывать на жизнь, кормить семью», — вспоминает Лариса Александровна.
В Ленинграде звезда джаза смогла постепенно занять свою нишу, а потом организовала свою первую команду в Ульяновске. Опыт преодоления себя и обстоятельств для нее не нов, ведь Долиной приходилось проходить испытания с самого детства и в каком-то плане чувствовать себя если не изгоем, то другой. И связано было это с ее происхождением.
Настоящая фамилия Ларисы Александровны — Кудельман. Родители никогда не скрывали от нее еврейские корни и иногда говорили на идише, когда хотели скрыть что-то от дочери. Уже в школе будущая звезда поняла, что быть еврейкой в Советском Союзе не так-то просто. Да, озарение пришло, как ни странно, в Одессе, где большая часть населения — евреи.
«У нас школа была непростая, полубандитская. В ней учились дети из не очень благоприятных семей, еврейского населения в школе было достаточно было очень мало. Меня называли жидовкой, довольно часто. Это для меня было самым страшным оскорблением», — рассказывает Долина. Маленькая Лариса всегда плакала, когда слышала эти обидные слова. Значение их она прекрасно понимала — родители объяснили.
Но давайте не будем о грустном, ведь было в жизни Долиной и много прекрасного. Отвечая на вопрос о самом счастливом дне своей жизни она без запинки говорит — это рождение дочери. Кстати, даже в период ожидания Ангелины певица продолжала работать.
Из роддома ее забирали на съемки фильма «Мы в джазе», а потом возвращали в больницу на сохранение. Было ли страшно? Было, но режиссер Карен Шахназаров пообещал: «Лариса, я буду тебя охранять, буду сам отвозить в больницу и забирать».
Эйфория после рождения Ангелины быстро сменилась диким страхом. В первую неделю жизни девочка заболела желтухой из-за резус-конфликта, и медики приняли решение отвезти ее в другую больницу, но матери почему-то об этом не сказали. Когда в 6 утра Долина пришла увидеть своего ребенка (ее кормили отдельно), то услышала ужасную фразу: «А ее нет».
Как нет? Медперсонал даже не знал, куда отправили новорожденную девочку. «Если бы не стоял рядом ее папа, меня бы точно увезли на каталке», — вспоминает Лариса Александровна. Певица прыгнула в такси и восемь (!) часов ездила по Москве в поисках своего ребенка. «Нашли ее в Морозовской больнице в боксе, полном тараканов, в ужасающем состоянии и температурой 41 градус». Через сутки Долина решила выкрасть дочь.
«Благо, это было на первом этаже. Четыре утра, мы спрыгнули с ребенком и поехали домой, — призналась артистка. — Без документов, без ничего вообще». И как раз через полгода после этого ей пришлось уезжать из Москвы из-за отсутствия московской прописки — как вообще с таким справиться? Но певица справилась, иначе, наверное, и не была бы той самой железной Долиной.
Даже самые сильные чувства она может контролировать. Лариса Александровна призналась, что влюблена сейчас, но замуж не пойдет — не хочет. Бросаться в омут с головой звезда джаза себе не позволяет. «Сильная», — удивляется Гордеева. «У меня самой не получается представить себя слабой», — говорит Долина.
Еще больше новостей в нашем
Использованы материалы: YouTube-канал
Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Кадр из видео, Антонов Алексей, Власов Олег/ТАСС