Увы, перевернута еще одна великая страница в истории отечественной культуры. Ушел не просто актер и театральный педагог, а поистине народный артист, любимец публики, легенда кинематографа. Валерий Гаркалин остался жить в голосе Грека из «Каталы», в глазах Романа Кромина из «Ландыша серебристого» и улыбке Василия Кроликова из «Ширли-мырли» — фильма, который сделал его всесоюзной звездой.
Теперь кинокритики любят говорить, что Владимир Меньшов, будучи режиссером картины, заново открыл Гаркалина. Он удачно зарекомендовал себя в фильме Сергея Бодрова-старшего «Катала», и поклонники актера была уверенны в том, что на главные роли (целых четыре) его пригласил сам Меньшов. Но на самом деле это была ответственность ассистента режиссера, что крайне беспокоило Гаркалина.
С самого начала съемок он был уверен, что Меньшов его не любит. За что? Кто бы знал! Валерий Борисович отлично справлялся с ролями Иннокентия Шниперсона, Романа Алмазова, Василия Кроликова и Патрика Кроликоу, но режиссер почему-то всегда заканчивал дубль с каменным выражением лица. Хоть бы сказал что-то хорошее, похвалил, да хотя бы поругал — но Гаркалин вообще не видел эмоций в глазах Меньшова.
«Меня, как любого человека артистической жизни, конечно, заботит, как к тебе относится не только зритель, но и главный режиссер, какие у нас отношения. Они должны быть всегда любовными. Всегда», — сокрушался актер. Не найдя в Меньшове поддержки, он разглядел в его взгляде скепсис и неприязнь, а потому спустя пару недель съемок убедил себя в том, что режиссер его просто терпеть не может.
Однажды, зайдя в гримерку к Инне Чуриковой, он начал жаловаться ей на безразличие Меньшова. А то возьми да посоветуй: «А ты скажи ему, что любишь его, как мужчина мужчине!».
Гаркалин вскочил и понесся искать режиссера. Налетев на него в коридоре «Мосфильма», он встал в позу и громогласно возвестил: «Вы меня не любите!». Валерий Борисович потом рассказывал, что они с Меньшовым вспоминали тот забавный эпизод, и тот решил, что актер сошел с ума, перетрудился. И решил ему подыграть: упал на колени и взмолился: «Люблю! Как мне доказать свою любовь?».
Потом, встав на ноги, Меньшов выслушал претензии Гаркалина. «Если я вижу скептическое выражение лица, я начинаю требовать дубль. Вам придется жарко — я буду требовать и требовать дубли, пока вы не поменяете свое выражение лица. Просто улыбайтесь, и все», — попросил артист. И режиссер действительно стал улыбаться, и повод для этого был: картина имела бешенный успех и стала настоящим кинохитом.
Говоря о «Ширли-мырли», зрители до сих пор восхищаются Меньшовым и Гаркалиным, как будто усилиями только этих двух гигантов и создан шедевр. В определенном смысле это действительно так: они ворвались в судьбы друг друга, связав их для отечественного кино и истории искусств.
«Люди старшего поколения делили свою жизнь на „до войны“ и „после войны“, а я могу поделить свою биографию так: до встречи с Владимиром Меньшовым и работой над картиной „Ширли-мырли“ и после этого», — признавался Гаркалин.
Он был знаком и с Верой Алентовой, которая тоже снималась в легендарной комедии. Актер вспоминал, что режиссер относился к жене даже строже, чем к остальным артистам на площадке. Успел Валерий Борисович сблизиться и с Юлией Меньшовой, которая проводила друга отца трогательными словами.
«Как быстро они встретились… Горе огромное. Для всех, кто знал Валеру Гаркалина. Невероятного таланта актер. Бесконечной нежности и тонкости человек. Невыносимо больно…» — написала Юлия.
Сам Меньшов признавался: он действительно держал Гаркалина в ежовых рукавицах, потому что до последнего момента не был уверен, что стоит брать его на роль. Кастинг длился около года, и все это время режиссер сомневался — тот ли это типаж? «Мне понравилось лицо», — говорил он, а вот игра Валерия Борисовича поначалу его смущала.
«Со скрипом большим попробовали. И с этим настроением я терзал Валеру примерно треть съемочного периода. Он видел, что я так смотрел, — вспоминал Меньшов. — Я был абсурдно не прав. Валерка оказался чудом просто для этого материала. И такой был праздник на площадке. Я хохотал бесконечно. Но, главное, и он хохотал».
Еще больше новостей в нашем
Фото: PhotoXPress