Когда-то, в далеком 1872 году японский фармацевт Аринобу Фукухара решил изменить жизнь женщин своей страны. Посетив множество европейских стран, проникнувшись западным образом жизни и собрав самые интересные рецепты, он открыл аптеку, где можно было купить необычные для Японии тех времен лекарственные и косметические средства. Ведь традиционно местные дамы пользовались средневековыми средствами, в сосбав которых зачастую входили такие небезопасные вещества, как железо, сахар, сакэ и даже помет соловья. Зубы они не отбеливали, а чернили пастой из металлической стружки с орехами. В аптеке же Shiseido можно было купить средства для ухода за кожей, в формулах которых использовались, как европейские наработки, так и традиционные японские растения. Местом локации для своего молодого бизнеса господин Фукухара выбрал недавно отстроенный после пожара токийский район Гинза, ставший к тому моменту самым современным в городе. До сих пор на этом месте находится флагманский Дом Shiseido, занимающий несколько этажей.
На счету господина Фукухара масса достижений. И не только косметических. Так, он первым выпустил очищающую, а не чернящую зубы пасту в элегантной баночке, разработал витаминные добавки, восполняющие характерный для японцев дефицит витамина В. А также познакомил японок с такими кулинарными «диковинками», как мороженое и газированная вода, аппарат для которой был специально заказан в Америке. «После мороженного Shiseido невозможно есть никакое другое», — заявил, продегустировав лакомство известный писатель Кафу Нагац. Идея преобразования традиционной японской косметики все больше захватывала этого великого человека. Так, он впервые отказался от добавления в пудру вредоносного свинца и представил ее не только в традиционно белом, но и в цветных вариантах, порадовав тогдашних модниц. Еще одной инновацией стало масло для волос на основе камелии, позволявшее легче укладывать волосы в модные европейские прически. Средство завоевало такую популярность, что камелию было решено сделать эмблемой марки, которой этот цветок остался и до наших дней. Следующая инновация — лосьон для кожи Eudermine с нежным ароматом и в изящном флаконе карминно-красного стекла, контрастирующим с типичными местными beauty-средствами в аптечных пузырьках и с резкими, лекарственными запахами. Eudermine, формула которого неоднократно совершенствовалась, существует в каталоге марке до сих пор. И продается с неизменным успехом.
Дело Аринобу Фукухара продолжил его сын Шинзо. Как и отец, он был фармацевтом, но обучался уже в Колумбийском университете, а затем много путешествовал по Европе. Там Шинзо смог прицельно изучить beauty-индустрию, и вскоре после возвращения открыл уже отдельный от аптеки бутик красоты Shiseido и полноценную косметическую лабораторию. Она стала предтечей современного научно-исследовательского конгломерата бренда. При этом Шинзо Фукухара был не только ученым, но и большим эстетом. С его легкой руки рекламные кампании Shiseido стали настоящими произведениями искусства, вдохновляющими японок на уход за собой и стремление стать лучше. Именно этот молодой человек инициировал создание первых ароматов марки. До этого парфюмерных традиций в Японии не было: местные модницы душились заграничными духами. А теперь им предлагались нежнейшие ароматы, на основе традиционных японских цветов, в частности, сакуры. Шинзо Фукухара сделал неписанным девизом Shiseido свое любимое изречение: «Богатство во всем». Причем речь шла не о материальных, а о духовных ценностях, разуме и каждом аспекте деятельности компании. Кстати, именно при Шинзо компания разработала такое необычное для Японии направление, как отбеливающие средства. До этого подразумевалось, что сделать кожу по-модному фарфоровой могут только пудра и белила. В Shiseido же впервые выпустили лосьон на основе экстракта огурца, люфы, айвы и перекиси водорода. С тех пор Страна Восходящего Солнца стала мировым лидером по потреблению таких средств Shiseido, формулы которых сегодня, конечно, значительно действеннее своего «прародителя». В этот же период марка выпускает первый для Японии увлажняющий и смягчающий крем, который тоже становится бестселлером.
Однажды токийские газеты запестрели объявлениями: «требуются женщины из уважаемых семей на конкурсную позицию Miss Shiseido». Таким способом бренд объявлял о наборе первых консультантов. Семь месяцев избранные дамы обучались методикам ухода за кожей, макияжу, основам дерматологии и физиологии. Также им преподавалось ораторское мастерство, стиль, модные тенденции, пение, западное искусство и т.д. «Выпускным» в этой школе было шоу, где элементы мюзикла сочетались с практическими рекомендациями. Залы были битком набиты японскими женщинами, с упоением впитывающими эти знания. По окончании представления консультанты переодевались в рабочую форму и помогали подобрать правильные средства всем желающим. Это стало предварением системы индивидуального подхода к покупателю, свойственного и сегодня марке. Даже первый женский журнал в Японии выпускался Shiseido. В издании Hanatsubaki освещались парижские модные тенденции, давались практические beauty- и кулинарные советы, описывались последние технические новинки, такие, например, как радио.
На данный момент ученые Shiseido располагают восемью научно-исследовательскими центрами в разных странах мира. Последний открылся рядом с Токио, в Йокогаме, в 2019 году. Первые два этажа этой уникальной лаборатории открыты для доступа публики. Каждый желающий может увидеть процесс создания средств, пообщаться с учеными, изучить свою кожу на суперсовременном оборудовании и даже участвовать в создании кастомизированной косметики с учетом выявленных особенностей.
Специалисты лабораторий Shiseido в разных странах постоянно открывают новые возможности косметики в деле совершенствования кожи и замедления старения. Так, в 2014 году была разработана сыворотка Ultimune, контролирующая защитную систему эпидермиса. Еще одним ключевым направлением исследований стала связь между состоянием кожи и нервной системой. Нейробиологи Shiseido обнаружили, что с возрастом плотность и количество нервных волокон снижается, что ухудшает коммуникацию между клетками и приводеит к потере упругости с эластичностью. Для исправления ситуации были разработаны два растительных комплекса: ReNeura Technology++™ повышает чувствительность нервных окончаний, делая кожу восприимчивей к активным веществам косметических средств, а Kurenai TruLift повышает ее плотность и тонус. Инновацией Shiseido стала и Super Bio-Hyaluronic Acid — гиалуроновая кислота, способная перенести вдвое больше влаги и обладающая оптимальным сходством с кожей.
Начиная с первого beauty-средства — эликсира для кожи Eudermine, обрамление своих творений является для Shiseido одним из главных моментов. Вдохновением для дизайна продуктов служат японские традиции. Так, баночки гаммы Vital Perfection выполнены под влиянием керамических чаш раку, используемых во время чайной церемонии. Лайнер для век повторяет очертания кисточки, которую используют при каллиграфии. А черный «кинжал» внутри флакона аромата Ginza отсылает и к культуре самураев, и к японской поговорке: «Сила каждой женщины — у нее внутри».
Но для Shiseido в упаковке важен не только дизайн, но и экологичность. Бренд был одним из первых, кто стал использовать рефилы для своих средств — еще с 1926 года. А на сегодняшний день цель компании — полностью перейти к 2025 году на эко-упаковку.
Все эти достижения не могут не впечатлять. И зная, что ученые марки разрабатывают еще массу передовых технологий, совершая удивительные научные открытия, мы с нетерпением ждем новинок Shiseido, которые вновь поднимут планку эффективности на новую высоту.
Фото: архив Woman.ru, Марии Тараненко и Shutterstock/Fotodom.ru
Автор текста: Мария Тараненко