Обычно Россию привыкли ругать, мол, в индустрии развлечений и массовой культуры плетется за Западом, нервно посматривая на Голливуд. А зря, между прочим — скорее всего сторонники этого мнения не бывали на улице Мосфильмовская 1, где при поддержке компании Mercury проходит кинопремия «Золотой орел» — отечественный «Оскар», — которая вдребезги разбивает стереотипы о российском кино.
Давайте уже будем откровенны: сложно игнорировать тот факт, что отечественные ленты в прошлом году триумфально ворвались в международный прокат. Взять тех же «Петровых в гриппе», которым на Каннском кинофестивале аплодировали стоя. А «Капитан Волконогов бежал»? Жемчужина показа в Лондоне! Западные зрители и критики уже чествовали наших киногероев, а мы?.. Пора бы!
Чтобы исправить несправедливость, в первом павильоне «Мосфильма» собрались главные звезды отечественной киноиндустрии: те, чьи лица мы узнаем на экранах, и те, кто остается по ту сторону кадра. В числе знаменитостей из первой категории Ирина Горбачева, которая хоть с красной дорожки могла идти на показ Victoria’s Secret, но отправилась на сцену за своим «золотым орлом», которого актриса получила за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Огонь».
На премьере ленты в 2020-м году она рассказывала, как сама однажды чуть не подожгла свою квартиру, а теперь появилась в картине, полностью объятой огнем. В ней Ирина играла сложнейшую для себя сцену — роды. Горбачева еще не становилась матерью, поэтому все переживала, стоит ли играть, вдруг выйдет ненатурально и смешно. В итоге вышло, как вы могли догадаться по статуэтке в руках звезды, отлично. «Спасибо всем женщинам, которые рожают», — подытожила Ирина.
«Я в фильме только тужилась, кашляла, кричала и боялась. Это было очень сложно, я не хотела этого делать. И если я натужилась на ''Золотого орла'', простите за такую формулировку, это интересно», — вещала Горбачева с улыбкой.
Так же широко и счастливо в этот вечер улыбалась Паулина Андреева. Вот уж чего мы не ожидали от всегда сдержанной и интеллигентно холодной актрисы! Судя по всему, она уже полностью вернулась к светской жизни и прежней точеной фигуре. В марте их с Федором сыну Ивану исполнится год, а мать малыша, кажется, только помолодела. Кто там считал выход Паулины на прошлогоднем «Кинотавре» лучшим в ее модной истории? У нас новый чемпион.
И если на красной дорожке Андреева улыбалась сдержанно, то в зале просто расцвела. То ли дело в Константине Хабенском, сидящим по соседству, то ли в победе Филиппа Янковского, который получил приз за лучшую мужскую роль в фильме «Иван Денисович» — видели бы вы, как искренне Паулина болела за него! Для семьи Янковских это вообще большой вечер: одновременно «золотых орлов» забрали отец и сын, правда, Иван на церемонию не пришел.
«Жаль, что мой отец, царствие ему небесное, этого не видит, как сын и отец получили сегодня одну награду, — признал Филипп, подняв глаза. - Я эту работу посвятил своей маме, потому что я подсознательно играл дедушку Сашу — маминого папу».
Об отцах и детях говорил сегодня и Федор Бондарчук, который представлял фильм в честь столетия со дня рождения своего легендарного отца Сергея Бондарчука. Чтобы не пропустить эту дату, было решено снять документальный фильм, но не столько о режиссере, сколько о времени, когда он творил. Лента получила название «Бондарчук. Battle» и выиграла «Золотого орла» в номинации «Лучший неигровой фильм».
Состав у картины не просто получился удачным, а стал целым созвездием мэтров: в ней сыграл сам Федор, Анастасия Вертинская, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Марта Де Лаурентис, Кристофер Пламмер… В общем, легендарный состав.
Чтобы зрителям немного полегчало после перечня таких тяжеловесных имен, на сцену вышел Виктор Сухоруков — пожалуй, лучший ведущий вечера. Марина Зудина, награждавшая коллег в паре с актером, не всегда могла вставить слово в его бурную и эмоциональную речь, которая иногда больше походила на наставления, чем на поздравления. То актер советовал выключать мобильные телефоны, то заботливо подвигал микрофоны к лауреатам, предупреждая их: «Тут все продезинфицировано, не переживаем».
А победителей в номинации «Лучшие визуальные эффекты» Сухоруков предложил запустить в космос на стажировку. Мы что-то пропустили и у нас намечается новый летающий киноэкипаж?
С визуальными эффектами вообще приключилась забавная история. В номинации были представлены три фильма: «Конек-горбунок», «Огонь» и «Серебряные коньки». И работала над ними одна и та же анимационная компания CGF. Когда на экране показали второго номинанта с той же аббревиатурой, зал начал посмеиваться. Когда третий номинант появился на экране с таким же обозначением, зрители откровенно захохотали.
«Интрига все же была, — со смехом признался руководитель CGF Александр Горохов. — В том, какой фильм победит». И победу присудили «Коньку-горбунку». И это не последнее совпадение: приз в номинации «Лучшая музыка к фильму» получила лента «Белый снег», для победителя, как полагается, играл оркестр.
Только вот победителями и были музыканты OpensoundOrchestra, которые записывали музыку к картине и в этот же вечер играли на сцене, так что свою порцию аплодисментов они получили вместе с композитором Алексеем Айги.
Не обошлось без происшествий: пока звезды мирно смотрели церемонию, скандально известный актер Валерий Николаев устроил представление перед входом в зал. На сцену выйти не мог — не пускали. Организаторы «Золотого орла» не разрешили ему войти, вероятно, по старой памяти. Шесть лет назад он учинил серьезное ДТП, протаранив несколько автомобилей и наехав на инспектора ГАИ. И хотя на суде Валерий пообещал «больше так не поступать», репутация была подмочена.
Вот и теперь журналисты
Совсем о другой славе говорил Алексей Гуськов, которого отметили за лучшую мужскую роль на телевидении в сериале «Седьмая симфония».
«У нас много дат в истории нашей страны, которыми можно гордиться, но даты всегда остаются сухими датами, пока они не принимают лицо, — говорит актер. — После концерта дирижер Карл Ильич Элиасберг сказал музыкантам: „Нас могут забыть поименно, но исполнение из измученного города симфонии Шостаковича будут помнить наши дети, наши внуки, внуки наших внуков“».
В общем, и «Золотой орел» тоже об этом. О том, что в следующем году — да что там году, на следующей же кинопремии будут чествовать других артистов, режиссеров, композиторов и монтажеров, и имена многих уже не вспомнятся. Плохо ли это? Нет, это просто реально. Но то, что создают эти загоревшиеся на небосводе кино звезды, то искусство, что они творят, станет именно тем, что «будут помнить наши дети, наши внуки, внуки наших внуков» — как измученный город, исполнивший симфонию Шостаковича.
Лауреаты премии «Золотой орел»
Лучший фильм: «Серебряные коньки», режиссер Михаил Локшин
Лучший телевизионный сериал: «Седьмая симфония», режиссер Александр Котт
Лучший сериал онлайн-платформ: «Вертинский», режиссер Авдотья Смирнова
Лучший неигровой фильм: «Бондарчук. Battle», режиссер Илья Белов
Лучший короткометражный фильм: «Друг», режиссер Андрей Светлов
Лучший анимационный фильм: «Конь Юлий и большие скачки», режиссер Дарина Шмидт, Константин Феоктистов
Лучшая режиссерская работа: Глеб Панфилов, «Иван Денисович»
Лучший сценарий: Роман Кантор, «Серебряные коньки»
Лучшая женская роль в кино: Мария Аронова, «Пара из будущего»
Лучшая женская роль в сериале: Александра Урсуляк, «Пингвины моей мамы»
Лучшая мужская роль в кино: Филипп Янковский, «Иван Денисович»
Лучшая мужская роль в сериале: Алексей Гуськов, «Седьмая симфония»
Лучшая женская роль второго плана: Ирина Горбачева, «Огонь»
Лучшая мужская роль второго плана: Иван Янковский, «Огонь»
Лучшая операторская работа: Игорь Гринякин, «Серебряные коньки»
Лучшая работа художника-постановщика: Александр Загоскин, «Серебряные коньки»
Еще больше новостей в нашем