7 декабря в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась персональная выставка живописца и графика Андрея Есионова. Современный московский художник, академик Российской и Флорентийской академий художеств, лауреат национальных и международных премий представил около 100 работ, в их числе акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра.
Среди гостей вернисажа: Сергей Кузнецов, Василий Церетели, Александр Боровский, Александр Рожин, Юрий Аввакумов, Инна Баженова, Наталия Опалева, Александр Бланарь, Александр Попов, Александра Ионова, Евгений Примаков, Екатерина Духина, Александра Походина, Анвар и Гульнара Маметовы, Андрей и Ирина Успенские, Вероника Кандаурова, Ирина Чайковская, Тамуна Аршба, Дарья Парфененко, Наталья Горленко, Татьяна Сахокия, Чума Вечеринка, Евгения Попова, Мария Черемисина, Ваня Васильев, Олег Доу, Никола Мельников и многие другие.
«Я очень рада открывать выставку Андрея Есионова в таком сложном пространстве музея, которое называется ''Руина''. Далеко не каждый проект выдерживает испытания этим пространством. Сюда вечно все хотят, но никто не может сделать так, чтобы выглядело по-настоящему круто. Для нашего музея это важная выставка и не совсем обычная: если говорить о современном искусстве, мы представляем себе определенные вещи — но на само деле оно гораздо богаче, ярче и многообразнее, чем мы считаем. Это не только Дэмиен Херст и Урс Фишер, не только инсталляции и перформансы. Это еще и про изобразительность, когда художник встает перед холстом. Есионов смело работает на стыке академического и современного искусства. Я благодарна Андрею, что он доверил нам эту выставку», — прокомментировала Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Обыгрывая название пространства «Руина», экспозиция подчеркивает момент визуального опыта как экзистенциальной ценности. Юрий Аввакумов, архитектор экспозиции, создал для каждой работы ситуацию укрытия, подчеркивая, что все может разрушаться, но ценность сохранится. Строчка из стихотворения Мандельштама в названии выставки также передает ценность визуального опыта для художника.
Художник стремительно ворвался в современное выставочное пространство после длительного перерыва в занятиях живописной практикой и быстро завоевал любовь зрителей и массу положительных отзывов у профессионалов.
«Я вернулся в живопись десять лет назад, построил мастерскую без идеи выставляться. Однажды ко мне в гости пришел Таир Салахов, посмотрел работы и спросил, почему я не выставляюсь. Я ответил, что не вижу необходимости, я получаю удовольствие от процесса. Он сказал, что я не имею права не показывать свои работы, — вспоминает Андрей Есионов. — Больше всего мне интересны люди, наблюдаю в музеях, на вокзалах, в переходах, уличные сценки, характеры лиц — 20 лет я копил наблюдения и только десять лет назад стал брать с собой блокнот с карандашом и делать зарисовки. Собрав материал, как шпаргалки, сажусь в мастерскую и начинаю фантазировать. Получаются не просто работы, это скорее композиции и истории — каждую работу можно прочитать».
«Я увидел эти работы, и они мне понравились, они совершенно не в том ключе, с которым я обычно работаю. Я занимаюсь современным искусством уже много лет, но здесь представлена скорее традиционная изобразительность. Есионов сознательно совершенно, сначала наивно, а потом очень твердо противостоит разложению академической традиционной изобразительности. Художник работает в прямом ключе реальности, что очень сложно, потому что она обычно опосредованная в концептуальном, метафизическом и экспрессивном плане, — рассказал Александр Боровский, куратор выставки. — Его работы настолько реалистичны, что они становятся концептуальными. Сейчас это редкость и за этим стоит протест против деформации, разложения, деконструкции, с которыми работает современное искусство. Появляется какой-то второй экзистенциальный план, особенно мне это нравится в акварельных зарисовках Средней Азии, России, Лондона, вроде туристские виды, но какая-то появляется тягучесть в отношении между персонажами, какой-то внутренний нерв, который мне симпатичен».
Андрей Есионов — выпускник Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А. Н. Островского 1990-го года, на московской арт-сцене появился в начале 2010-х уже духовно и профессионально сформировавшейся личностью. Это был редкий случай независимого, несистемного творческого старта. В конце десятилетия художник добивается внимания музеев. Причем самых разных — Государственного Русского музея и ММОМА, Государственных музеев изобразительных искусств Татарстана и Узбекистана, Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции и музея San Salvatore in Lauro в Риме.
Фото: NP