С конца февраля на Россию обрушиваются все новые и новые санкции — касаются они не только всей страны, но и отдельных людей. За последние несколько недель под разного рода ограничения попали миллиардер Роман Абрамович, лишившейся гражданства Португалии и футбольного клуба «Челси», предприниматель Алишер Усманов, у которого конфисковали баснословно дорогую яхту, и многие другие олигархи. Их жизни буквально перевернулись с ног на голову — банковские счета заморожены, а недвижимость и другие активы арестованы.
В числе пострадавших от санкций оказался совладелец и председатель «Альфа-Групп» и член совета директоров «Альфа-банка» Михаил Фридман, который имеет негласное звание самого умного миллиардера России и в последние годы стабильно входит в десятку богатейших людей страны.
Известно, что в 2015 году он получил статус резидента Великобритании и большую часть своего времени проводил в Лондоне. В 2016 году Фридман за 85 миллионов долларов приобрел викторианский особняк Athlone House. Кроме того, у бизнесмена есть гражданство Израиля.
С первыми трудностями Михаил Фридман столкнулся уже на следующий день после того, как попал в санкционные списки. Он обнаружил, что у него не работает ни одна банковская карта, а наличных денег почти нет. Фридман думал о том, чтобы переехать из Лондона в какое-то более тихое место, но из-за того, что все его счета заблокированы, не смог найти средств на аренду нового дома.
Бизнесмен признался, что чувствует себя «в плену», и недавно решился дать первое интервью из «новой реальности» изданию
Предприниматель признался, что после блокировки счетов ему придется получать разрешение на трату денег у британского правительства, которое должно определить, «разумен» ли его запрос. Расходы Фридмана могут ограничить суммой в 3300 долларов в месяц, что по нынешнему курсу составляет около 340 тысяч рублей.
По данным Bloomberg в начале 2022 года состояние Фридмана насчитывало 14 миллиардов долларов, а сейчас резко сократилось до 10 миллиардов. Издание пишет, что «он находится в странном положении олигарха, у которого практически нет наличных денег».
Их у миллиардера нет даже на то, чтобы закрыть бытовые потребности — например, оплатить услуги клининговых служб.
«Может быть, мне стоит убирать дом самому. Это нормально. В студенчестве я жил в маленькой комнате общежития еще с четырьмя мужчинами. Но спустя 35 лет это неожиданно», — признается Фридман.
Как выглядит особняк, который Фридман будет убирать сам, вы можете посмотреть в нашем
Помимо дома в Лондоне у Фридмана есть квартира в Москве и квартира в Латвии, в которой живут его родители. В своих прошлых интервью бизнесмен не раз подчеркивал, что что для владельца огромного состояния он всегда придерживался довольно «спартанского» образа жизни.
Он не покупал недвижимость, яхты и частные самолеты, и предпочитал брать их в аренду. Обзавестись с жильем в Израиле, до того, как у него заморозили счета, он тоже не успел. При этот миллиардер не считает ситуацию, в которой оказался, безвыходной, и признается, что многим людям сейчас живется гораздо хуже. Все санкции, которые на него наложил ЕС, Фридман собирается обжаловать. А пока просто пытается приспособиться к новым условиям.
Санкции Запада, направленные против него и других представителей российского бизнеса, Фридман считает нелогичными. Он подчеркивает, что никогда не имел никаких рычагов давления на власть и не мог повлиять на ситуацию, которая сложилась в стране. Он никогда не работал в государственных компаниях или на государственных должностях. Фридман родился и вырос во Львове. Он разбогател на банковском деле и энергетике.
Михаил Фридман надеялся защититься от санкционных ограничений благодаря партнерствам с западными компаниями. «Мы искренне верили, что мы такие хорошие друзья западного мира, что не можем быть наказаны», — отметил бизнесмен.
Фото: Legion-Media/Splash news, PhotoXPress.ru, Мудрац Александра/ТАСС