Удобство и простота
Стив Джобс был полностью согласен с римским инженером, писавшим свои трактаты больше 2000 лет назад, и считал, что использование любого сложного устройства должно быть максимально простым, чтобы каждый человек мог понять, как оно работает. Конечно, речь идет о том самом «интуитивно понятном интерфейсе» (как видим, мысль не нова, но по-прежнему актуальна).
Если присмотреться к работе дизайнеров из разных сфер — гейм-дизайнера, моушен, промышленного, фэшн, предметного, саунд, интерьерного, графического, ландшафтного (да, список тут можно продолжать бесконечно!), — то легко заметить, что удобству и простоте использования они уделяют максимум внимания. Ведь от этого зависит успех их проекта. Например, дизайнер интерьера знает, как расположить предметы так, чтобы во время приготовления еды на кухне вы не делали лишних движений. Предметный дизайнер придумает такой офисный стул, который поможет настроиться на работу, не отвлекая внимание своего обладателя на дискомфортные ощущения. Правильно подобранный звук, созданный саунд-дизайнером, просигнализирует о чем-то важном так, чтобы не испугать и при этом привлечь внимание. Благодаря удачной верстке и оригинальным иллюстрациям, над которыми работал графический дизайнер, информация в книге запомнится, а сам процесс чтения станет удовольствием… Продолжать можно бесконечно! Более того, сейчас есть профессия, вся суть которой — это «проектирование опыта пользователя, который возникает при взаимодействии с любым продуктом». Называется она UX-дизайн (англ. UX design, или user experience design) и очень востребована в сфере IT. Такой дизайнер изучает опыт пользователей, аналитику, на основе которой выстраивает связи между элементами интерфейса и продумывает их расположение. В общем, делать так, чтобы сложное стало простым, — и есть одна из задач дизайнера.
Креативность
Качественный дизайн — это всегда остроумное решение. Дизайнеры продумывают, как тот или иной продукт будет выглядеть, и вкладывают в свою работу идею, которая делает его настоящим произведением искусства. Помните про красоту? Без нее никуда! Смешанные в нужных пропорциях детали, материалы, оттенки, линии дают ту магию, которая цепляет и вызывает желание обладать этим предметом. Неслучайно во многих музеях мира предметы, созданные дизайнерами, стоят бок о бок с арт-объектами — отделить одно от другого бывает почти невозможно. Мебель, аксессуары, автомобили, яхты, видео, рекламные кампании и ролики — все это может быть искусством! Ведь дизайнер — тоже художник, но не только. Сегодня, в отличие от времен Витрувия, к нему предъявляются и новые профессиональные требования.
Экологичность
Да, экологичность, осознанное потребление и устойчивость стали неотъемлемым условием дизайна. Одежда, бытовые предметы, техника, транспорт — все-все-все! — должно приносить как можно меньше вреда окружающему миру: и во время производства, и во время использования, и после утилизации. Создавая что-то новое, дизайнер обязан продумать, какие материалы и какие ресурсы будут потрачены ради производства продукта и что с этим объектом будет потом. Фэшн-дизайнеры внедряют апсайклинг и ресайклинг, все чаще применяют переработанные материалы: тканью из пластиковых бутылок или рыболовных сетей, к примеру, уже никого не удивишь. Но эксперименты продолжаются, и мы видим дизайнерскую мебель из старых шин (не путать с «лебедями» на детских площадках), объекты, буквально «выращенные» из мха или произведенные из необычных биоматериалов вроде водорослей, и целые производства, ставящие своей задачей сведение углеродного следа к нулю. Футуризм? Нет, сегодня это обычная часть работы дизайнера.
А в будущем, без сомнения, будут появляться новые задачи, которые предстоит решать, и, соответственно, новые направления в дизайне. Например, с развитием дополненной реальности, нейросетей и искусственного интеллекта появляются запросы на оформление интерьеров в этой виртуальной реальности, а виртуальной одеждой и кроссовками удивить еще можно, но с каждым днем все сложнее. Так что очевидно: пройдет хоть 2000 лет, хоть 10 000, а профессии, связанные с дизайном, будут только развиваться, так как удобная, красивая и экологичная среда всегда являлась приоритетом и ценностью для человека — и будет являться.
Фото: Unsplash
Текст: Татьяна Карабанова