Это эксклюзивный проект, который вы увидите только на Woman.ru и на сайте wwf.ru.
«Тигриная азбука» представляет собой 29 карточек-иллюстраций на почти все буквы русского алфавита. Они расскажут об интересных фактах и особенностях из жизни амурского тигра — полосатой гордости России, занесенной в Красную книгу.
Сегодня представляем А — амба, Б — браконьерство, В — видеонаблюдение, а когда будут все буквы, мы ими обязательно поделимся
В 1930 году в России оставалось всего 30 амурских тигров. К 1990-му популяция выросла до 400 благодаря запрету на охоту на этот редкий вид. За 27 лет работы при поддержке WWF России численность популяции амурского тигра выросла и стабилизировалась. Сегодня на юге Дальнего Востока их насчитывается около 580-600 особей. Но важно продолжать работу. Ведь он все еще находится под угрозой из-за деградации мест обитания и браконьерства на копытных — пищевого объекта тигра.
Иллюстрации для Азбуки рисуют художники сообщества @artforplanet
Амба
Так называют тигра аборигены Амура. Амба был одним из первых проектов по сохранению амурского тигра в России, который выполнял Госкомэкологии Приморского края вместе с WWF России.
Аборигены Амура считали тигра священным животным, божеством. Ему молились и поклонялись, но и проклинали, когда хищник убивал их соплеменников или домашних и сельскохозяйственных животных.
Нанайцы называют тигра Амбой, что можно перевести как «дух» или «тайная сила», а удэгейцы именуют тигра Куты-мафа (могучий старик).
Но старик не по возрасту, а по жизненному опыту и мудрости. Есть у тигра еще одно «имя» — Ван (титул правителя в Китае). Удивительно, но слово «амба» прочно вошло в наш лексикон как требование прекратить какое-либо действие: «Достаточно, хватит, все, конец!»
Название проекта Госкомэкологии Приморского края, который поддерживал WWF в начале девяностых годов прошлого века, и подразумевало, что пора положить конец браконьерству и варварскому отношению людей к природе.
Браконьерство
Снижает численность амурского тигра и диких копытных животных, которыми он питается. WWF России помог государственным структурам создать сеть антибраконьерских бригад в Приморском и Хабаровском краях.
Мало что изменилось в нашем мире со времен Робин Гуда, одного из первых известных браконьеров. Современные браконьеры не такие благородные. Их задача — украсть природные богатства, нарушая установленные порядки и законы. Такие люди, как правило, не гнушаются ничем, и благородства им не хватает. Они могут убить беременную самку, выстрелить в тигра или леопарда, спилить вековое дерево. Для противостояния этому злу существуют государственные службы охраны. Но один в поле не воин, бороться надо сообща.
В 1994 году в России появился проект WWF России по сохранению амурского тигра и мест его обитания. Одной из главных его задач была помощь в создании спецотрядов по борьбе с охотничьими и лесными нарушениями. WWF оказывал поддержку охотнадзору Приморского и Хабаровского краев, почти в каждом тигрином заповеднике Фонд помог создать оперативные группы. Всего к началу 21 века в местах обитания тигров в России насчитывалось 14 опергрупп по борьбе с браконьерами всех мастей.
Видеонаблюдение
Используется для отслеживания поведения и состояния тигров и других животных, находящихся в вольерах центров реабилитации. WWF России приобрел и помог установить видеосистемы для двух таких организаций: «Центр ТИГР» и «Утес».
Системы видеонаблюдения, которыми пользуются реабилитационные центры, помогают людям принять правильное решение о дальнейшей судьбе зверя после курса реабилитации. Главный вопрос — можно ли вернуть тигра в дикую природу? Это очень ответственное решение принимают, как правило, коллегиально, как на консилиуме у «человеческих» врачей.
Ученые, охотоведы, ветеринары внимательно просматривают отснятые кадры и анализируют жизнь зверя в вольере. Как тигр спал, как скрадывал и ловил добычу, агрессивен или нет по отношению к человеку или домашним животным. Часто ранение или заболевание могут повлиять на психику зверя или его способность добывать пищу. Если выпустить такого подопечного на волю, может случиться беда. Чтобы этого не допустить, люди анализируют малейшие нюансы его поведения и реакции на внешние раздражители.