О психолингвистике
«Я по образованию филолог, специалист по русскому языку и литературе, но мне всегда было интересно проводить практические исследования, заниматься не только теорией. Это и привело меня в психолингвистику.
Нейролингвистика — это наука, изучающая связь языка и мозга и исследующая язык методами нейронаук. Основоположником нейролингвистики в России считается советский психолог и врач-невропатолог Александр Романович Лурия, а в европейской традиции это врачи Поль Брока и Карл Верника (их именами назвали две зоны мозга, связанные с речью). Сейчас нейролингвисты проводят исследования речи у детей, молодых и пожилых людей, разрабатывают методы предотвращения, диагностики и терапии речевых нарушений, участвуют в нейрохирургических операциях с пробуждением, чтобы помочь сохранить участки мозга, ответственные за речь.
Об исследовании
Мое актуальное исследование посвящено тому, как дети воспринимают, обрабатывают и усваивают язык в раннем возрасте — в шесть-семь месяцев. Казалось бы, что ребенок в таком возрасте может понимать? Но на самом деле именно в течение первого года жизни дети активно усваивают язык, и то, как они это делают, — очень интересный и сложный процесс.
О языке
Этот интересный и неповторимый процесс — освоение родного языка — до сих пор недостаточно исследован. Как так происходит, что мозг ребенка понимает закономерности языка без его изучения? Меня завораживает сам этот факт. Это неповторимо, ведь будучи взрослыми мы прикладываем большие усилия, чтобы выучить какой-нибудь язык.
А младенцы до года воспринимают больше контрастов между звуками, чем старшие дети и взрослые. Например, нам не всегда просто услышать разницу между долгими и краткими гласными в английском (например, ship/sheep), тогда как младенцы без труда воспринимают эту разницу. К концу первого года жизни эта способность утрачивается.
О детях и их речи
Механизмы навыка освоения речи детьми все еще далеки от нашего полного понимания. Сейчас мы пытаемся понять, как дети вычленяют слова из речи взрослых и какие признаки языка для этого используют. Предыдущие исследования на материале английского и немецкого языков показали, что информативность «подсказок» для ребенка зависит от возраста малыша и свойств его родного языка. Наше исследование — первое подобное на русском: получается, до нас еще никто не выявил принципы раннего усвоения нашего великого и могучего языка.
О русском языке
К особенностям русского языка можно отнести его развитую морфологическую систему (то есть каждое существительное в нашей речи имеет род, число и падеж, а каждый глагол — вид и время) и довольно свободный порядок слов. А сейчас мы изучаем паттерны ударения. Тут сложность в том, что у нас в русском языке подвижное ударение, нет стабильного — оно падает на разные слоги. Но, например, в двусложных словах с гласной на конце ударение чаще падает на первый слог: «мама», «папа». А в двусложных словах с согласной — на последний: «диван», «костер».
Наша задача — понять, в какой период дети начинают опираться на такие паттерны, вычленяют ли слова благодаря им и насколько системно это происходит. Дальше мы сможем выйти на практическое применение: исследовать, что в норме происходит у младенцев в плане понимания речи, а что у детей, которые находятся в группе риска (есть родственники с речевыми нарушениями), и понять, как скорректировать возможные отклонения от нормы.
О нарушениях
Если нарушения есть, их важно обнаружить в раннем возрасте — до года. Тогда их будет намного проще скорректировать и у детей раньше и лучше будет формироваться речь. Но сегодня у малышей до трех лет в нашей стране обычно не диагностируются нарушения речи. Особенно сложно, если маленький ребенок долго почти ничего не говорит: родители часто просто не понимают, есть ли проблема и что с ней делать.
О выводах
Ученые уже выявили примерную норму развития: в 5–7 месяцев младенец «улавливает» паттерны языка и примерно в этом же возрасте начинает лепетать, то есть говорить без слов, но воспроизводя интонации своего родного языка. Если ребенок этого не делает до 11–12 месяцев, это может быть признаком речевых нарушений или нарушений развития. То есть возможно диагностировать нарушения речи еще до года. А дислексию, нарушение способности к овладению навыками чтения и письма сегодня обычно ставят только в восемь-девять лет. Хотя в ее основе тоже ранние нарушения восприятия звуков, и, получается, некоторые формы дислексии можно предотвратить, если заметить отклонения в младенческом возрасте.
О помощи
Разрабатывая собственные исследования, мы изучаем зарубежный опыт. Например, в Италии пробуют ритмические терапии: стучат вместе с ребенком по барабану, отбивая ритм, танцуют, попадая в него. Это очень полезно, равно как и читать стихотворения, петь, и я смело могу посоветовать подобные практики всем родителям: эти активности помогают мозгу ребенка «поймать», запомнить ритм языка, что в дальнейшем способствует правильному развитию его речи.
Об обучении
Немецкие исследователи показали, что мозг трехмесячных младенцев может усваивать грамматические закономерности языка при пассивном слушании, а мозг взрослых уже не способен к этому — взрослым требуется эксплицитное объяснение правил. Ученые предполагают, что это связано с разными механизмами обучения мозга детей и взрослых: мозг детей может обучаться «от сенсорного инпута» (то есть просто воспринимая речь людей), а мозг взрослых способен обучаться только при контролируемом восприятии информации. Переход от одного способа обучения к другому происходит у детей в три-четыре года и, вероятно, связан с изменениями мозга и языковым опытом.
О тайнах языка
Я надеюсь, что наше исследование немного больше раскроет тайну этого загадочного процесса — усвоения родного языка детьми. И конечно, наша главная цель — сделать так, чтобы у всех детей легко выявлялись нарушения речи в раннем возрасте, и выработать необходимую для них терапию, которая будет клинически доказана. Она поможет таким детям избежать серьезных проблем с коммуникацией и обучением в дальнейшем.