«Ученые из Уханя предупреждают, что новый вирус, выявленный у летучих мышей, особо опасен для человека», — не новость, а флешбэк в декабрь 2019-го года, когда мир заговорил о пандемии, а через пару месяцев выучил новое слово — ковид. Точно так же звучали заголовки трехгодичной давности, которые повторяются в январе 2022-го года. Да, уханьские исследователи нашли заболевание, которое назвали NeoCoV — новый коронавирус. Из двух вирусов родился новый, более опасный и быстрый.
Значит ли это, что планету снова охватит пандемия, а следующий март опять станет началом локдауна? Роспотребнадзор пока считает преждевременным называть вирус огромной угрозой, но вот ученые из Уханя дают нерадостные прогнозы. Заболевание, которое они обнаружили в ЮАР, возникло не сейчас, а некоторое время назад, и пока что представляло опасность только для летучих мышей — как и COVID-19 когда-то.
Новый ковид — родственник MERS-CoV, ближневосточного респираторного синдрома, который уже проявлялся в 2012-м и 2015-м годах — тогда погибал примерно каждый третий зараженный, в отдельных регионах была зафиксирована смерть половины пациентов.
И только теперь ученые выяснили, что NeoCoV может проникать в организм человека и летучей мыши так же, как сейчас это делает COVID-19 — с помощью особого фермента ACE2. А это значит, что новый ковид, во-первых, настолько же смертоносен, как и его родственник-ближневосточный респираторный синдром, во-вторых, распространяется среди людей так же быстро, как коронавирус, вызвавший пандемию в 2020-м году.
Рисуется сценарий, совершенно не внушающий надежды. Неужели нас ждет еще более жестокий локдаун и очередная пандемия? Медики просят воздержаться от паники и объясняют, что опасность нового вируса пока что потенциальная, и характеристики NeoCoV сначала следует изучить, а потом уже делать выводы. По крайней мере, пока что не зарегистрировано ни одного случая заражения им, а значит он хоть и может попасть в организм человека, пока не попал в него.
Доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский
Однако некоторые ученые предполагают, что именно лабораторные исследования могут спровоцировать появление новых штаммов ковида, поэтому предсказать развитие NeoCoV пока сложно. Тем не менее, у него есть все задатки, чтобы стать «суперковидом», как его уже называют в Сети: три год назад известный нам COVID-19 проявился даже с меньшим болезнетворным арсеналом» и запер мир на карантин на долгие месяцы.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Getty Images