В Москве активно обсуждает инсталляцию швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», которая расположилась на Болотной набережной, где в скором времени откроется новый центр современного искусства. 12-метровая композиция Фишера представляет собой увеличенный в десятки раз комок глины, который художник разминал в руках. Ранее эта инсталляция украшала центральные улицы Нью-Йорка и Флоренции, где тоже наделала много шума.
В официальном Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) «ГЭС-2», напротив которого она и установлена, скульптура описана так: «монументальная по своим масштабам работа, которая превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста». Правда, большинство россиян задумку автора не оценило. И во главе с Максимом Галкиным выразило искреннее недовольство наблюдать на улицах родного города такую «красоту».
Сам автор скандальной работы объяснил, что абстрактное искусство всегда вызывает огромный шквал критики. Быть непонятым — это будто уже цель всех современных художников. А для подтверждения своих слов Фишер сравнил собственное творение со знаменитой Эйфелевой башней в Париже.
По его словам, главную французскую достопримечательность тоже сперва не принимали. Местные жители даже ходили на демонстрации и подписывали петиции, дабы уже наконец-то снесли это «уродство».
«Я могу понять реакцию людей, которые не готовы увидеть что-то незнакомое. Но вот, скажем, если вы думаете про Париж, вы же моментально представляете себе Эйфелеву башню, правда? А это просто металлическая штуковина, так, если разобраться-то, даже не объект искусства. Это была абсолютно возмутительная история — и в 1889-м, когда башню строили, она казалась парижанам дикостью. А сейчас это символ Парижа. Ну а теперь представим, что построили бы что-то, что никто бы не обсуждал. Никаких дискуссий. И в чем тогда был бы смысл такого объекта?» - попытался объяснить художник.
Урс отметил, что в целом очень доволен реакцией россиян на его арт-объект. Он рассказал, что любое произведение современного искусства создается, чтобы возбудить эмоции в душе даже самого черствого и безразличного гражданина: если объект искусства не запускает дискуссию, он не имеет никакого смысла.
«Вот, стоит она в определенном месте Москвы. Представьте, что происходило на этом месте когда-то… Заставляет вспомнить и задуматься… Разные люди, разные мнения. Да с ума сойти, какие разные. Трудно предсказать реакцию публики во всех этих случаях — она всегда будет разной в разные эпохи», — рассказал Фишер.
Также знаменитый деятель искусства рассказал, как родилась та самая «Большая глина». Оказывается, на создание скульптуры его вдохновила собственная дочка.
«Хорошо помню, как моя первая дочь родилась и ее вынесли ко мне. Вот она и ее маленькие ручки. И я протягиваю ей палец, вкладываю в ее маленькую ладошку, а она так — оп! — и хватается за мой палец. Сильная! Этот голод. Это желание схватить. Это жест, первобытный, первородный, жест хватания — «Большая глина» это, если угодно, своего рода запись этого жеста», — поделился Фишер.
Вообще, современные художники часто рассказывают, что дети — неиссякаемый источник вдохновения и всевозможных креативных идей. Именно они, как самые чистые, невинные и добрые существа показывают пример взрослым. По мнению искусствоведов, ребенок практически всегда счастливее, активнее и любопытнее взрослого. Порой в самых наивных детских вопросах на самом деле кроется великий смысл.
Использованы материалы
Еще больше новостей в нашем
Фото: Getty Images, Legion-Media/Splash news, PhotoXPress.ru