Кому нужна удаленка?
Отправляя на дистант только старшеклассников, город руководствовался уже имеющимися к осени 2020 года цифрами: от числа всех заболевших детей 65% — учащиеся 6-11 классов, и лишь 35% — младшеклассники.
Кроме того, малышам на дистанте гораздо сложнее втянуться в учебный процесс, так что их отправлять на домашнюю учебу нежелательно — это подтверждает и общемировой опыт преподавания.
Логика предпринятых мер проста и практична: пока более подверженные заражению старшие школьники остаются дома, они не подвергают родителей и пожилых родственников, работающих из дома, риску инфицирования.
Школьные меры предосторожности
Учителя в возрасте, входящие в группу риска, их молодые коллеги, остававшиеся «в строю» на пике заболеваемости, и младшеклассники не должны подвергаться опасности — вроде бы очевидная истина. Но не во всех странах получалось одинаково успешно справиться с задачей предупреждения инфицирования в школах. И московский опыт можно назвать одним из лучших в мире.
Помимо обязательного масочного режима для взрослых (всего город выделил 37 миллионов масок) и термометрии, в столичных учебных заведениях классы практически не контактировали друг с другом. Классные помещения обеззараживались безопасными для школьников бактерицидными лампами, оснащались антисептиками. Благодаря вовремя принятым мерам за время пандемии всего около 2% классов ушли на карантин.
А вот учителям старшего возраста все-таки пришлось отправиться на самоизоляцию. Впрочем, проект «Учитель на замену», направленный на сохранение непрерывности обучения в столичных школах, решил проблему нехватки кадров. 138 учреждений образования подали 970 заявок, на которые откликнулись студенты профильных вузов и колледжей, а также педагоги дополнительного образования, на время заменившие учителей в школах.
Зарубежный опыт
Уже в марте 2020 года школы закрыли свои двери для учеников в 11 странах, включая Германию, Францию, Швейцарию и Великобританию. Вне привычной учебной рутины оказались около 1,5 млрд детей и подростков (данные ЮНЕСКО). С проблемами в процессе организации дистанционного обучения в той или иной мере столкнулась каждая страна.
В Индии отсутствие ноутбука или компьютера дома означало только одно — учителем для ребенка становилось радио или телевидение с трансляцией уроков. Интерактивностью такая система, само собой, похвастаться не могла. А если учесть, что приблизительно 300 млн человек в стране проживают в домах без электричества, качественное дистанционное обучение становится еще более сложной задачей. Преподаватели также не получили технической возможности наладить качественное обучение в новых условиях.
Даже если сравнивать только столицы, в Москве ситуация с техническим оснащением складывалась значительно лучше: школы были обеспечены подключением к WiFi-сетям, интерактивными досками и другими инструментами, обязательными для современного учебного процесса. К началу мировой пандемии цифровая образовательная структура в Москве уже была хорошо развита. В частности, существовала МЭШ (платформа «Московская электронная школа»), пользование которой стало обычным элементом учебного процесса как для учителей, так и для ребят задолго до дистанта.
Московские дети, в отличие от мумбайских школьников, не имели проблем с доступом к интернету и оргтехнике. В период пандемии учебные планшеты и ноутбуки во временное пользование получили более 18 тысяч ребят из нуждающихся семей. Нью-йоркским школам понадобилось для закрытия потребностей в оргтехнике 300 тысяч планшетов.
В Чехии ситуация складывалась лучше, чем в Индии, однако многие школы, в том числе и столичные, также жаловались на неорганизованность перехода на дистант: когда занятия уже должны были начаться, необходимое оборудование во многих школах еще отсутствовало.
Израильские педагоги, в свою очередь, оказались недостаточно квалифицированными для интернет-преподавания. Московские учителя, напротив, уже имели необходимую квалификацию. Они практиковались в работе с той же платформой МЭШ и планомерно повышали компьютерную грамотность в соответствии с программами городского депобра. Как отмечают сами учителя, ничего шокирующе нового дистанционное обучение не принесло.
В Нью-Йорке в октябре закрылось 300 школ, причем дистант «Города большого яблока» предполагал наиболее практичную гибридную систему обучения, когда уроки с учителем дополняются самостоятельными занятиями. И тем не менее более 20% школьников благополучно прогуливали онлайн-занятия. А основным каналом коммуникации между учителем и учениками оставалась электронная почта.
Для московских классов в это же время оперативно была доработана под запросы дистанта платформа МЭШ с оптимальным набором учебных инструментов, в том числе с функцией видеоконференций. Это нивелировало проблему поисков сторонних ресурсов, подходящих для дистанционного обучения. Учителя контактировали с классом и могли контролировали посещаемость.
Главные уроки из «коронавирусного» опыта страны мира уже вынесли: нужно разрабатывать и оттачивать методики интернет-образования, не забывать о важности живого (пусть и удаленного) общения ученика с учителем и выделять больше средств на техническое обеспечение школ.
Депобр Москвы: успеваемость не снизилась
Несмотря на пандемию, образовательный процесс в Москве обставался беспрерывным. А столичные учителя сделали все возможное, чтобы ученики на дистанте не отстали от учебной программы и качество знаний не ухудшилось.
Как сообщает столичный Департамент образования и науки, месяцы дистанта наглядно демонстрируют целеустремленность современных школьников. Так, в 2020 году юные москвичи завоевали 123 золотые медали на VIII Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia и 71 золотую медаль на Национальном чемпионате профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс», не говоря уже о международных олимпиадах по разным учебным дисциплинам. В декабре команда московских школьников вырвалась в лидеры V Международной олимпиады мегаполисов, обогнав команды соперников из 28 стран мира, включая Россию.
Что касается школьной успеваемости, за первое полугодие 2020 года средний балл в 5-11 классах по всем предметам составил 4,24. Результаты ЕГЭ-2020 по многим предметам оказались даже лучше, чем в 2019 году: более 38% старшеклассников набрали 220 и более баллов по трем предметам, а количество стобалльных результатов по итогам учебного года — 1928.
И кстати, хорошие новости успел принести 2021 год: в феврале 99,3% московских девятиклассников успешно прошли собеседование по русскому языку.
Столица делится секретами успеха
Говоря об опыте дистанционного образования на профильных конференциях, учителя и представители депобра отмечают, что, несмотря на привычность московских учителей и их учеников к виртуальной среде, дистант всё же накладывает свой отпечаток на уровень социализированности детей, учебные привычки, распорядок дня и многие другие неочевидные приметы школьной жизни. Мягкий переход от дистанта к нормальной учебе в режиме офлайн стал важной задачей для школ.
И все-таки снижения успеваемости в городской сфере среднего образования не произошло. Высокие учебные показатели московских школьников, как считают эксперты, — заслуга и родителей, и детей, и системы образования, направленной на цифровизацию.
Город в дистанционном обучении опирался, в первую очередь, на платформу МЭШ. Летом 2020 года МЭШ дорабатывалась, как сообщают в депобре, уже с учетом задач, поставленных пандемией. Более 9 тысяч видеоуроков от ведущих педагогов Москвы, интегрированный сервис для проведения видеоконференций с автоматическим уведомлением о школьном расписании, цифровые домашние задания, «Дневник МЭШ» с голосовым помощником и виртуальные лаборатории — это только часть новых функций платформы. В Москве максимум внимания было уделено социальному и психологическому аспектам возвращения в классы, а при необходимости школы проводили дополнительные занятия.
В организации дистанционных занятий МЭШ сыграла значительную роль, став основой для комфортных занятий из дома. На ее базе создан еще один полезный сервис для школьников 6-8 классов — «Цифровой репетитор», помогающий детально разобраться в сложных темах по наиболее важным предметам. Кроме того, для старшеклассников на Московском образовательном телеканале работает проект «Субботы московского выпускника», включающий в себя видеоконсультации по темам ЕГЭ и ОГЭ. А школьники 6–8 и 10 классов могут стать участниками телепроекта «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем». В эфире Mosobr.tv ведущие эксперты проводят разбор сложных тем, подбирают задания для индивидуальной работы.
А еще проблемы дистанта невозможно было бы преодолеть без таких помощников, как онлайн-школа Центра педагогического мастерства, сервис «Мои достижения» и Цифровая образовательная платформа московских колледжей. Благодаря им ребята не отставали от школьной программы, посещали киберспортивные события в онлайн-формате, участвовали в виртуальных экскурсиях по музеям, подключались к актуальным для будущих выпускников круглым столам, проходили курсы перед олимпиадами. И всё это — не выходя из дома.
Очные занятия в российских школах начались 18 января, но в некоторых странах (Нидерланды, Великобритании, Германия, США) дистант продолжается. Не слишком ли рано учеба возвращается в привычное русло в России? Минпросвещения считает, что время самое подходящее, учитывая стабильное улучшение эпидемиологической обстановки в стране. Цифры говорят сами за себя: с 18 января по 18 февраля заболеваемость среди учащихся 6-11 классов упала на 27%. И что бы ни ждало школы в будущем, система образования готова к новым проверкам на прочность. Но лучше бы испытаний не было вовсе — с этим согласны и учителя, и дети, и их родители.