Рождение ребенка — это всегда радость. Для Ларисы Костенко из Санкт-Петербурга появление на свет дочки стало не только радостью, а подтверждением того, что всегда нужно идти к своей мечте. А она мечтала о детях с тех самых пор, как вышла замуж. Это было в 20 лет, но семейная жизнь не сложилась: с первым мужем развелись, второй погиб, а найти новое счастье не вышло. Время шло, женское здоровье уходило, а вместе с ним и шансы стать наконец-то мамой.
Свою единственную дочь Лариса взяла на руки, когда была на пенсии.
«Сейчас мне почти 63 года, Кате 1 год и 7 месяцев. Я ее родила в 61 год», — рассказывает учительница из Санкт-Петербурга.
Она родила малышку с помощью ЭКО, еще в 52 года заморозила яйцеклетки. А потом было 15 подсадок, рак щитовидной железы, она потратила почти 4 миллиона рублей на все процедуры. Порой денег не хватало, но врачи шли навстречу, что-то делали в долг, а порой какие-то процедуры и вовсе бесплатно. Деньги женщина копила с учительской зарплаты и пенсии.
«Я как чернобылец получаю пенсию с 45 лет, сегодня со всеми иждивенцами 23 тысячи выходит, все откладывала на ЭКО, плюс подрабатывала еще репетитором», — рассказывает Лариса.
Врачи подбадривали, говорили, что шанс родить и выносить хороший, все органы в порядке. Но на ранних сроках — 1–2 месяца — случались выкидыши. Лариса не сдавалась.
«Дети — это смысл жизни, мне хотелось иметь своего ребенка. Сначала я хотела семью, понимала, что должны быть и папа, и мама, но не получилось. Годы идут, и возможность иметь детей тоже не всегда будет», — говорит Лариса.
Катя стала для мамы смыслом жизни, ее воздухом и сердцем. Не было ни дня, чтобы Лариса о чем-то пожалела: ни о потраченных деньгах, ни о знакомых, которые отвернулись, узнав, что рожает, когда пора нянчить внуков.
«Конечно, материально было очень тяжело. К сожалению, в моем возрасте ЭКО было только за деньги. Когда в России включили ЭКО в программу ОМС, то я уже не подходила по возрасту. Более того, я не подходила по здоровью. Являюсь ликвидатором ЧАЭС 87-го года. У меня случилась онкология щитовидной железы. Это гормонозависимый орган, и непосредственно связан с репродуктивным здоровьем женщины. Поэтому лечилась, нужно было время», — рассказывает Лариса в «
Не боялась Лариса и риска, что рак вернется. Ведь не секрет, что ЭКО может спровоцировать недуг. К тому же возраст брал свое: чтобы ребенок был здоров, отец должен быть сильно моложе. Поэтому рожать решила от донора, этого мужчину Лариса не знает.
«Это настолько тонкая работа! Все должно совпасть. Поэтому вопрос о том, хочу я брюнета или блондина, уже не стоял. Единственным моим желанием было то, чтобы ребенок был здоровым. Все. Я положилась на доктора, — вспоминает пенсионерка. — В моем возрасте мужчины уже больны. А мне нужен здоровый ребенок. Обществу больной человек не нужен, и мне мучиться с ним, и ему по жизни мучиться. Я рисковала, продумывала все, главное, чтобы ребенок был здоров».
И все получилось! Катя растет, как и все сверстники: вовремя сделала первые шаги, сказала первое слово, собирает пирамидку, смеется над мультфильмами, у нее режутся зубки.
«Я без нее не представляю своей жизни. Я за нее готова разорвать, растерзать. Люблю ее, целую, обнимаю, прижимаю, глажу. Не было бы ее, и жизнь моя закончилась, вот и все», — честно признается мама.
Когда Лариса лежала в роддоме, даже пришло молоко. Но был нужен молокоотсос, а принести его оказалось некому. Так что, когда их выписали домой, все перегорело.
«Я многого не знала, подсказать некому. Вот так получилось», — рассказывает мама.
Воспитывает дочку она одна, вот только живет под одной крышей с бывшим мужем. Это отдельная история, довольно болезненная для Ларисы. Ее первый муж недавно развелся и вернулся в однушку в 28 квадратов, так как собственность осталась общей. Это было, когда женщина находилась в больнице, вернулась, а дома нет ее вещей, даже тапочки оказались на мусорке.
С экс-женой и ее дочкой мужчина особо не считается: однушку поделили пополам, порой он курит, а иногда устраивает скандалы. Тогда Лариса уходит к соседке или погулять на улицу. Мечта сейчас у мамы одна — наконец-то обзавестись своим жильем, чтобы не было неприятных соседей.
Еще до родов местные власти выделили ей социальное жилье в Красном селе, а из роддома она вернулась домой.
«Многие осуждают: вот как рожала, раз негде жить? Но я-то жила в этой квартире 25 лет. Думала, что пока нам хватит, потом подсоберу, маткапитал. Может, заплачу ему за половину этой квартиры. Но он ничего лучше не придумал, как вернуться. Мы с ним разошлись в 1993 году», — рассказывает Лариса.
В квартире установили негласное правило: не общаются, перегородили комнату шкафом и натянули простынь, стараются друг друга не видеть. Но теперь снова появилась надежда. Не так давно власти откликнулись на просьбу женщины и выделили ей с дочкой комнату в бывшем общежитии, но с переездом Лариса не спешит, делает ремонт.
Есть и еще одна болезненная тема — пенсионерка осознает, что в любой момент дочь может остаться одна. Этот вопрос она тоже продумала. Если случится самое страшное, то Катю заберет племянница Ларисы, она же крестная Кати, живущая в Белоруссии.
Но все-таки мама верит, что сможет вырастить дочку сама, дать ей образование, выдать замуж, главное, чтобы не подвело здоровье. Об этом она часто просит бога, так же горячо, как просила когда-то послать ей Катю.
«Я перед тем, как идти на последнее ЭКО, пришла в церковь и попросила: господи, ну пошли мне, в конце концов, ребеночка, ну ты видишь, я совсем измаялась. Ну в последний раз! Не буду больше испытывать судьбу и твою волю, я ведь понимаю, что уже возраст. Взмолилась и говорю: последний раз, дашь — дашь, нет, так и будет. Вот дал господь бог», — заключает Лариса.
Фото: кадры из видео и Youtube/@partizanetc, кадры из передачи