Московский художественный лицей — Мекка для юных художников, символ наличия у ребенка беспрекословного таланта и великого будущего. Дети, которые поступают в пятый класс мастерской, сразу же признаются одаренными, ведь другие не выдерживают экзамены. «Государственное образовательное учреждение повышенного уровня» — это мечта молодых художников и их же самый страшный кошмар.
Больше десятилетия ученицы лицея плакали в пустых мастерских, когда никто не видел их, и сбегали в интернат при школе, если не могли добежать до родителей и пожаловаться им на издевательства. А те, кто могли, все равно этого не делали: как можно наябедничать на их мастера? «Ведь он заменил мне отца», — говорили девочки.
Весной 2021 года минимум 15 девушек направили в Следственный комитет письма о том, что были подвергнуты сексуальному насилию. В обращениях бывших учениц лицея было смешано все: страх перед их учителем, стыд, отвращение к себе и к нему и вина, которую он воспитывал в них годами и которая стала для него пропуском в их личную жизнь.
«Мне он часто говорил, что любит меня, — вспоминает Оксана, бывшая ученица Савельева (все имена изменены). — Сначала за то, что я «талантливая, добрая и хорошая», а когда мне исполнилось 13 лет, уже за то, что я «красивая». Савельев напрямую заявлял, что «хочет меня как женщину», что это «естественно» и что я «сама виновата, что вызываю в нем, мужчине, такие чувства».
О том, что Оксана не единственная подвергалась издевательствам со стороны мастера, она узнала уже после того, как отметила 18-летие и подружилась с другой девушкой из лицея, которая вошла в касту «любимиц» Савельева. А до этого он играл с Оксаной и ее одноклассницами в «Робин Гуда», оттягивая лямки лифчика и трусов, а потом «выстреливая» ими.
«Уже в старших классах он спрашивал: ''Когда ты станешь моей? '', ''Давай поженимся? '', ''Давай я буду твоим первым? '' — и сыпал утверждениями: ''ты вкусная'', ''ты моя'', ''я о тебе мечтаю'', ''я хочу тебя'', ''тебе понравится''», — вспоминает Оксана.
Сейчас она понимает, что у ее учителя была отработана четкая схема по совращению школьниц. Первый «отбор» происходил среди девочек 10-12 лет, когда из группы новых учениц он выделял несколько любимчиков, как правильно, со светлыми волосами и голубыми глазами. «Их он растил для себя лично как маленьких любовниц», — вспоминают бывшие лицеистки.
Попасть в касту особенных детей было приятно, и остальные школьники начинали понемногу завидовать, а Савельев подкреплял это сравнениями с «самыми одаренными».
Постепенно он делал из девочек изгоев, чтобы никто не верил в то, что они скоро будут рассказывать. В это же время учитель проверял, насколько близко ребенок может впустить его в личные границы.
«В мои 13 лет Савельев стал отмечать мою красоту и говорить, что я ''созреваю''. Вскоре моя жизнь превратилась в ад. Он все время трогал меня, мог прилюдно сказать: ''Начали формироваться сосочки'' или ''Поцелуй меня вот сюда, над щекой, у меня тут эрогенная зона''. Когда я показывала ему работы, он комментировал: ''Ты талантище, но, видимо, переживаешь, что у тебя сиськи не растут — пора тебе сексом заниматься, и все пройдет''», — вспоминает Аня, его бывшая ученица.
Потом Савельев проверял, насколько прочна связь его учениц с родителями. Многие вспоминают, что он заменял им отца и намеренно дрессировал зависимые отношения, основанные на огромном чувстве вины.
«Как-то раз Савельев сказал мне, что ''я тварь и извожу свою больную мать'', и если она умрет, то это будет целиком на моей совести, — рассказывает еще одна его экс-ученица. — Доведя до истерики, он начал меня успокаивать поглаживаниями, а затем силой посадил к себе на колени и залез в трусы. Этого я не забуду никогда. Он внушил мне, что я его спровоцировала».
Следующим шагом было формирование зависимости. Педагог намеренно доводил учениц до слез, чтобы потом «по-отечески» утешить. Эти эмоциональные качели продолжались регулярно, пока школьница не становилась полностью зависимой от своего мастера и даже не могла представить себе, как можно донести на него.
«Все время повторялся один и тот же сценарий: я показывала свои работы, он меня ругал, доводил до слез, а потом начинал домогаться. Я отбивалась, плакала, выслушивала, как он меня любит и ценит, и убиралась восвояси — рисовать до трех ночи, чтобы оправдать его ожидания», — рассказывает Оксана. Полностью совратить ее Савельев не смог: девушку спасло религиозное воспитание и четкое понимание того, что она не любит этого человека.
Но другим ученицам «повезло» куда меньше. Педагог часто говорил, что будет «ломать» их, и в итоге сломал. Одну из своих учениц он склонил с сексу в 15 лет и держал ее в состоянии немой вины еще долгие годы. Даже когда экс-лицеистки решили написать коллективное письмо в полицию, она не стала присоединяться — до сих пор не может «наябедничать» на мастера.
Когда девочки спрашивали Савельева, а как же его жена, он говорил, что она «друг» и «понимает». Те, кто находил в себе силы сопротивляться, становились изгоями в школе: учитель мог обзывать из «подстилками» и рассказывать старшеклассникам о том, что девочки якобы спят с кем попало.
Когда родители, встревоженные поведением своих детей, приходили в лицей, Савельев реагировал на это с адским юмором, сводя все подозрения к простой шутке. Он даже сам называл себя «педагог-педофил», таким образом смеясь над родителям и продолжая свои издевательства. А когда очередная беззащитная школьница начинала плакать после приставаний или секса, он говорил: «Виновата, потому что красивая, а я не могу сдержаться».
Еще больше новостей в нашем
Использованы материалы:
Фото: Getty Images