Птицы ни при чем? Что могло случиться с разбившимся в Казахстане самолетом

На месте крушения самолета Embraer 190 ищут бортовые самописцы. «Черный ящик» должен будет ответить на основной вопрос: что же случилось на борту, если лайнер стал неуправляем и потерпел крушение?

Пока основная версия — столкновение с птицами. Хронология трагедии выглядит так: рейс J2 8243 Azerbaijan Airlines вылетел из Баку в Грозный в 06:56 по московскому времени. Из-за сильного тумана аэропорт прилета не принял борт, и его перенаправили в Махачкалу. Над Каспийским морем экипаж подал сигнал бедствия, из-за столкновения со стаей птиц произошел отказ системы управления. Спустя 15 минут командир принял решение идти на запасной аэродром в Актау. Самолет стал терять высоту, потом снова поднимался, и так несколько раз. Последние минуты перед приземлением попали на видео — и они могут о многом сказать.

Самолет разбился в 09:28 по московскому времени. На борту находилось 69 пассажиров, в том числе 5 членов экипажа. Всего летело 16 россиян, 37 граждан Азербайджана, 6 граждан Казахстана, 3 гражданина Киргизии. Выживших — 29 человек (по некоторым данным 32), они в больнице, врачи оказывают пострадавшим помощь.

Экипаж погиб, скорее всего, сразу, как только борт коснулся земли. Ведь в первые секунды после столкновения видно, что фюзеляж катится уже без кабины.

Птицы ни при чем? Что могло случиться с разбившимся в Казахстане самолетом

Сейчас место крушения оцеплено полицией. Президент Казахстана поручил создать комиссию по расследованию крушения борта. По предварительным данным, еще одной причиной (помимо птиц) мог стать взрыв на борту. Перед падением экипаж Embraer сообщил о сильном ударе по корпусу. Казахстанские оперслужбы сообщили о взрыве кислородного баллона на борту. Он находится в передней части самолета и нужен для подачи кислорода в кабину пилотов в случае разгерметизации. Вероятность взрыва крайне мала, но все может быть. Не исключено, что произошла резкая разгерметизация баллона с разрушением корпуса.

Евгений Сергеевич Сукачев, заслуженный пилот России, полагает, что птицы не были основной причиной крушения.

«Судя по видео, экипаж до последнего боролся. Видимо, когда попали птицы, скорость была увеличена. Потом пошло контролируемое снижение, шасси выпущено, они готовились к посадке. Скорость тоже, я не скажу, что была повышенная, механизация выпущена. А в последний момент уже перед землей что-то случилось. Видимо, был доворот на полосу, но на малой высоте, не успели, поэтому задели двигателем и крылом правой стороной», — говорит пилот Woman.ru.

Бортовые самописцы у Embraer 190 находятся в хвостовой части, а значит, они остались целы. Ведь именно в хвосте сидели почти все выжившие пассажиры. Эта часть фюзеляжа оторвалась сразу после касания земли.

«Вот этот доворот вызывает вопросы, может, ошибка в технике пилотирования. Но, скорее всего, из-за него случился крен, а после задели полосу. Потому что птицы низко большого вреда не наносят. Столкнулись, потом выравнивай самолет и сажай, он по инерции сядет, кинетическая энергия. Но может быть и другая причина — скорость перед торцом потеряли, и появился крен», — добавляет эксперт.

Птицы ни при чем? Что могло случиться с разбившимся в Казахстане самолетом

Можно предположить, что был пожар после столкновения с птицами. Такой вариант не исключен, но с ним наверняка быстро справились, ведь над самолетом не было шлейфа дыма, когда он заходил на посадку.

«Но когда ты приземляешься, в крыле остается топливо, если двигатель отрывается, трубопроводы же остаются, в них топливо. Плюс электрические цепи на двигателе, отсюда короткое замыкание и пожар. Дальше трение о землю — температура повышается, и тоже пожар. Может, было потеряно управление, поэтому не совсем точно заходили на полосу, доворачивали. Глядя на видео, есть ощущение, что старались поскорее сесть, торопились», — заключил пилот.

Фото: East News, Иса Таженбаев/ТАСС

Видео: t.me/bazabazon