Подорожание продуктов настолько взволновало россиян, что вопрос на эту тему даже задали Владимиру Путину на недавней «Прямой линии». Президент отметил: это нормальное явление, и с поднятием цен сталкиваются жители и других стран. Однако эксперты утверждают: ответ на насущный вопрос кроется и в том, что происходит внутри страны, — и обстоятельства внешнего мира на это не влияют.
Резко дорожать бананы стали в феврале этого года: тогда цена 1 кг выросла до 86,7 рублей, что на 9% больше, чем в январе, и на 15% выше значений февраля 2020-го. Пика цена достигла в апреле — 89,3 рублей за 1 кг, в июне они снизились до 84,1 рублей. Однако это вовсе не говорит о положительной динамике — в летний сезон бананы традиционно дешевеют, и последняя цена стала максимальной за 8 лет.
Абсолютно все бананы Россия закупает в Южной Америке: 96% от общего импорта приходится на Эквадор, а остаток между собой делят Коста-Рика, Гватемала и Колумбия. Предполагают, что на повышение цен влияет происходящее в стране-лидере по продаже бананов: в конце 2019 года там прошла серия социальных протестов, затем пришла пандемия, в сентябре 2020-го и марте 2021 года случились извержения вулканов, которые отразились на выращивании и качестве продуктов. Также Южной Америке сейчас грозит полное исчезновение бананов: в Перу были замечены случаи заражения грибковым заболеванием Tropical Race 4 (TR4), которое поражает именно экспортируемый сорт фруктов.
Однако сами эквадорцы, несмотря на все беды, цены на бананы не повышали, — утверждает Наталья Багдасарян, представитель эквадорской компании Triny Fresh S.A. По ее словам, повышение цен — результат спекуляций посредников, продающих бананы в России. Официальное лицо также заявляет, что извержения вулканов являются привычным делом, и повлияли они разве что на логистику. Но и она была временным явлением — копаем дальше.
Одну из ключевых ролей в повышении цен играет стабильный спрос на продукт внутри страны — даже пандемия не повлияла на то, что россияне регулярно закупаются любимыми фруктами. А спрос, как известно, влияет на желание зарабатывать и повышать цены.
Ну а самое главное, конечно же, курс рубля. Дело в том, что динамика цен несколько запаздывает относительно изменений курса валюты: на реализацию уже привезенных бананов и пересогласовывание договоров уходит примерно 2-3 месяца. Дополнительно на цены влияет пандемия, так как импортерам приходится нести существенные траты на соблюдение всех санитарно-эпидемиологических мер.
А теперь приведем интересные факты. Бананы наши граждане покупают чаще моркови и почти так же часто, как картошку. В 2020 году российские семьи в среднем покупали бананы 13 раз, картофель — 14 раз, морковь — около 9. По информации Росстата, на покупку бананов приходится 0,34% от всех расходов потребителей — на яблоки люди тратятся почти в два раза больше.
Еще больше новостей в нашем
Использованы материалы
Фото: Getty Images, PhotoXPress.ru