Трагедия в «Крокус Сити Холле» унесла жизни более 140 человек, еще около 200 были ранены. В последующие сутки после теракта силовики задержали 11 человек, в их числе четверо тех, кто стрелял в безоружных людей.
Установить их личности было не сложно, в охваченном паникой зале люди успели записать десятки роликов, на которых есть и террористы. Сейчас силовики пытаются установить, к кому ведут все ниточки, кто был заказчиком страшного теракта.
А ведь жертв могло быть куда больше, если бы не настоящие герои, которые помогали другим и боролись с преступниками. Например, один мужчина набросился на террориста и обезвредил его, а компания подростков помогала сориентировать толпу — они рассказывали людям, в какую сторону бежать, чтобы уйти из опасной зоны.
Среди юных героев 17-летний Никита Иванов, 15-летний Ислам Халилов, 14-летний Артем Донсков и другие. Последних двоих (кстати, ребята из многодетных семей) уже наградили за спасение людей, благодарности юным героям вручила детский омбудсмен Мария Львова-Белова.
«Представляете, толпа в 100 человек? Ты же должен как-то их всех собрать и сказать: ''Пошли''. Они говорят: ''Да, мы кричали на весь холл. Говорили, что вы не туда идете. Там тупик, мы вас выведем''. Они всю эту толпу вывели на улицу в безопасное место», — рассказала Львова-Белова.
Ислам Халилов работает гардеробщиком в концертном зале, когда началась стрельба, он не побежал на улицу, а постарался перенаправить толпу в сторону «Крокус Экспо»
«Мое дело — работать честно, я просто героем себя не считаю, это была часть моей работы», — заявил он в интервью видеоагентству Ruptly.
Артем Донсков тоже был в гардеробе в этот момент. Он увидел, что все бегут к служебному выходу, но там тупик. Тогда Артем стал перенаправлять толпу к аварийным дверям.
«Но все-таки было очень жалко и страшно за людей, которые находились там или погибли там, за тех, кто потерял там близких», — рассказал школьник.
Никита Иванов в тот вечер тоже был в гардеробе, хотел пораньше освободиться, чтобы вернуться домой.
«И тут посередине смены, пока я вешал куртку, сзади начали стрелять. Я сначала даже не понял, что произошло. Подумал, что ребенок какой-то взорвал хлопушку. Оборачиваюсь, смотрю — а там люди в панике бегут в сторону служебного выхода», — вспоминает юноша.
Планы о доме остались позади, он буквально за руки тащил людей к служебному выходу — там было безопасно.
Этих героев объединяет то, что они не побоялись рискнуть собой и юный возраст, который не стал помехой для принятия четких и правильных решений.
Аналитический психолог Анна Данилова объяснила, почему подростки не испугались и выбрали спасти чужие жизни, а не скрыться самим.
«Почему же не испугались? Конечно испугались, еще больше, чем многие взрослые. У детей страх смерти выше, чем у взрослых.
Во-первых, они преодолели свой страх. К тому же, страх жить с тем, что ты ничего не сделал, был сильнее.
Во-вторых, это самостоятельные дети, которые работают. То есть у них выше уровень ответственности, дисциплинированности. Плюс сказывается семейное воспитание»
А вот предполагать, что дети более отважны, потому что им «нечего терять», в отличие взрослых, у которых подрастают дети, внуки, старенькие родители, ипотека и тд., — неверно.
Не соглашается психолог и с мнением, что такая самоотверженность во многом связана с компьютерными играми, которыми увлекаются подростки. Якобы каждый из них десяток раз в виртуальном мире оказывался в эпицентре событий, стрелял, скрывался от погони. Реальность имела схожие черты, поэтому подростки чувствовали себя более подготовленными, чем взрослые, которые видят подобное только в боевиках по телевизору.
«Скорее всего, они просто не успели подумать и проанализировать, так как искренне переживали хорошие здоровые чувства, которые не так остро свойственны взрослым. У меня лично слезы выступают от мысли, что пришлось пережить людям в тот вечер. Думаю, что каждый из ребят руководствовался мыслью, что так должен поступить любой взрослый ответственный человек. Поэтому они сделали это и больше не почему. Если каждый будет поступать таким образом, то о его ''родителях стареньких и детях маленьких'' тоже кто-то позаботится», — заключила психолог.
Фото: Сергей Ведяшкин, Василий Кузьмичёнок/Агентство «Москва», Аппарат уполномоченного по правам ребенка, соцсети