Пасхальные шедевры Карла Фаберже

1. Яйцо «Курочка»

Яйцо «Курочка», с которого началась знаменитая серия императорских пасхальных яиц Фаберже. Напомним: оно было изготовлено в 1885 году по заказу Александра III и предназначалось в подарок его супруге, императрице Марии Фёдоровне, в девичестве — датской принцессе Дагмаре.

Яйцо должно было стать копией более раннего ювелирного произведения — так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII века во Франции и принадлежавшего родителям Марии Фёдоровны, королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе. Но, исполняя императорский заказ, Фаберже создал не копию, а собственную элегантную версию старинного изделия.

Яйцо «Курочка» выглядит просто и цельно. Покрывающая его корпус белая непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, а вложенный в него желток выполнен из матового золота. В нём содержится курочка из разноцветного золота, внутри неё — миниатюрная алмазная императорская корона. Конечным сюрпризом, по решению императора, было маленькое рубиновое яйцо-кулон (к сожалению, сегодня местонахождение короны и кулона неизвестно).

1/4

1885 г.

Материалы: золото, рубин, замша.

Техника: литьё, чеканка, гравировка, эмаль.

Мастер: Карл Фаберже.

ФАКТ

Марии Фёдоровне настолько понравился подарок, что с тех пор заказ стал ежегодным. На протяжении более чем 30 лет фирма Фаберже выполняла для императорской фамилии драгоценные пасхальные яйца, впоследствии ставшие всемирно известными шедеврами.

2. Яйцо «Бутон розы» 

Мария Фёдоровна, овдовев, по-прежнему получала драгоценные яйца работы Фаберже — теперь уже от сына, продолжившего милую семейную традицию. Для придворного ювелира задача усложнилась: отныне он должен был создавать по два совершенно непохожих, но одинаково роскошных яйца — для матери и для супруги Николая II, между которыми, по словам современников, не было особого понимания. Столь разные по характеру и вкусам императрицы наверняка невольно сравнивали пасхальные подарки от «дорогого Ники». Изящное яйцо «Бутон розы» стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, вручённым принявшей православие Александре Фёдоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской. 

Оно выполнено в стиле Людовика XVI: покрыто ярко-красной (земляничной) прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено символами любви и прочности брачных уз — алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота. Наверху, под большим плоским алмазом, — миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, а под нижним алмазом начертана дата создания подарка.

1/4

1895 г. 

Материалы: золото, алмазы-«розы», серебро, бриллианты, кость.

Техника: литьё, чеканка, гравировка, эмаль по гильошированному фону, живописная эмаль, акварель.

Мастер: Михаил Перхин, ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

Сюрприз яйца — бутон чайной розы. Считается, что именно такие цветы на коротком стебельке больше всего ценились в Гессен-Дармштадтском герцогстве, где жила до замужества Александра Фёдоровна.

Роза была одним из первых сюрпризов Фаберже, снабжённых механизмом: лепестки открываются при нажатии на маленькую кнопку.

3. Яйцо «Коронационное»

Многие императорские пасхальные шедевры были связаны с важнейшими вехами российской истории или жизни императорской семьи. «Коронационное» яйцо — одно из самых известных и прославленных творений Карла Фаберже. Оно было посвящено торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. 

9 мая 1896 года императорская чета торжественно въехала в Москву. Парадную процессию замыкала позолоченная карета молодой императрицы, сделанная ещё в 1793 году знаменитым придворным мастером Иоганном Конрадом Букендалем для императрицы Екатерины II и использовавшаяся на последующих коронациях. Миниатюрная абсолютно точная копия этой кареты стала сюрпризом традиционного пасхального подарка работы Фаберже, поднесённого императором Николаем II супруге на Пасху 1897 г. Уникальную модель создал мастер Георг Штейн, во всех деталях повторивший и конструктивные части экипажа, например поворотный круг. В силу этого миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Двадцатитрёхлетний мастер, обладавший необычайными талантами (он без лупы видел дефекты камней и не нуждался в оптике при работе над миниатюрной копией), трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки.

1/4

1897 г.

Материалы: золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты.

Техника: литьё, чеканка, гравировка, эмаль по гильошированному фону, живописная эмаль, выемчатая эмаль.

Мастера: Михаил Перхин, миниатюрист Георг Штейн, ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

«Бархатную обивку» кузова и сидений внутри имитирует яркая алая эмаль. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной, которая в действительности была украшена аквамаринами.

4. Яйцо «Ландыши» 

Современники отмечали, что в императорской семье царила идеальная атмосфера, а самыми счастливыми государь считал часы, которые он проводил в кругу семьи. Пасхальный подарок яйцо «Ландыши» поднесён Николаем II супруге на Пасху 1898 года. Он выполнен в любимом императрицей стиле модерн и как нельзя лучше соответствовал тем глубоким, трогательным чувствам, которые Николай II питал к своей супруге.

Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелёными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы.

Сюрприз яйца — миниатюрные портреты трёх самых дорогих Александре Фёдоровне людей: обожаемого супруга и двух старших дочерей, Ольги (род. в 1895 г.) и Татьяны (род. в 1897 г.). Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганном Цейнграфом, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами огранки «роза».

Пасхальные шедевры Карла Фаберже
Пасхальные шедевры Карла Фаберже

1898 г. 

Материалы: золото, алмазы-«розы», жемчуг, стекло, рубины, кость.

Техника: литьё, чеканка, гравировка, эмаль по гильошированному фону, акварель, золочение.

Мастера: Михаил Перхин, миниатюрист Иоганн Цейнграф, ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

Любимое яйцо Александры Фёдоровны покрыто эмалью сёмужного цвета, который обожала императрица. Ландыши и жемчуг тоже выбраны неслучайно — именно к этим цветам и этому камню Аликс относилась с особенной нежностью.

5. Яйцо-часы «Петушок» 

Продумывая яйцо «Петушок», Фаберже обратился к опыту мастеров XVIII–XIX веков, изготавливавших часы с поющими птичками («часы-кукушка»). При создании этого пасхального сувенира Михаил Перхин применил техническое решение, сходное с устройством механизмов музыкальных шкатулок с певчими птицами, выпускавшихся в Женеве в начале XIX столетия. При нажатии на кнопку в верхней части тулова отскакивает ажурная крышка, из-под неё появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями и укреплённый на ажурной же платформе. Он кукарекает, раскрывая клюв, и хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри, и крышка захлопывается.

«Петушок» — третье из четырёх императорских яиц с часовым механизмом, созданных Фаберже, и единственное из них, имеющее круглый и плоский циферблат. Остальные яйца-часы имеют медленно вращающиеся по периметру циферблаты-ротаторы с римскими цифрами.

Яйцо «Петушок» покоится на грациозной ножке со спирально закручивающимися пышными листьями, придающей композиции динамизм. Кроме того, оно поддерживается сужающимися книзу плоскими четырёхугольными колоннами с белой устричной эмалью и переплетающимся ленточным золотым декором в стиле регентства.

1/3

1900 г.

Материалы: золото, алмазы-«розы», жемчуг, перья.

Техника: литьё, чеканка, гравировка, эмаль по гильошированному фону, выпиловка.

Мастер: Михаил Перхин, ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

Яйцо-часы было подарено Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху 1900 года. Оно полностью соответствует её вкусу: цветовая гамма сдержанна, узоры отличаются симметрией и чёткостью. Сюрприз яйца — петушок как символ наступления нового столетия.

6. Яйцо «Лавровое дерево» 

В императорской коллекции пасхальных сувениров есть произведения, в которых трудно с первого взгляда распознать яйцо. Если бы не сохранившийся счёт от Фаберже, возможно, не было бы полной уверенности в том, что «Лавровое дерево» (с 1947 года и до недавнего времени его ошибочно называли апельсиновым) — пасхальный подарок.

Карл Фаберже получал от императора полную свободу в выборе сюжетов и оформления пасхальных яиц, поэтому придворный ювелир должен был хорошо знать вкусы и художественные предпочтения императриц. Вероятно, мастер был хорошо осведомлён о любви Марии Фёдоровны к птицам. Их было много в загородных царских резиденциях, а в петербургском Аничковом дворце вдовствующей императрицы была установлена огромная клетка с бесчисленным множеством пернатых.

В 1911 году Фаберже изготовил для матери Николая II пасхальный подарок «Лавровое дерево», в ветвях которого обитает «маленькая пичужка».

Вечнозелёный лавр (символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа, а также почёта и признания заслуг), вероятно, не случайно стал композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Фёдоровны на престол (а также — сорок пятой годовщины её свадьбы с «дорогим Сашей», как она нежно называла императора Александра III).

Пасхальные шедевры Карла Фаберже
Пасхальные шедевры Карла Фаберже

1911 г. 

Материалы: золото, рубин, алмазы-«розы», жемчуг, перья, нефрит, аметисты, цитрины.

Техника: литьё, полировка, чеканка, гравировка, эмаль.

Мастер: ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

В верхней части кроны спрятаны отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под неё появляется птичка и начинает петь, вертясь в разные стороны.

7. Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» 

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Фёдоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры — «1894». Через два года после этого они были коронованы в Успенском соборе, и, таким образом, в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации.

Это яйцо — единственный пасхальный подарок из императорской серии Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нём нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелёными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, написанные Василием Ивановичем Зуевым (с 1904 года — основным автором живописных миниатюр по слоновой кости в фирме Карла Фаберже) акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя.

1/4

1911 г. 

Материалы: золото, алмазы-«розы», горный хрусталь, кость.

Техника: чеканка, эмаль по гильошированному фону, акварель.

Мастера: Генрик Вигстрём, миниатюрист Василий Зуев, ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

Всего 16 миниатюр создал художник Василий Зуев в технике акварели по слоновой кости. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов — «монарших камней», которые почти всегда обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже.

8. Яйцо «Орден Святого Георгия» 

Яйцо «Орден Святого Георгия» — последний завершённый пасхальный подарок, выполненный фирмой Фаберже по заказу Николая II для Марии Фёдоровны. Оно лишено драгоценных камней и вычурных сюрпризов. Шла Первая мировая война, царская семья вела подчёркнуто аскетичный образ жизни. Мария Фёдоровна переехала в Киев и как глава российского Красного Креста участвовала в создании госпиталей. Николай II почти безвыездно находился в Ставке в Могилёве, куда осенью 1915 года перевёз и наследника престола Алексея. 25 октября 1915 года император получает Георгиевский крест IV степени, а 17 октября серебряной медалью IV степени на георгиевской ленте был отмечен цесаревич Алексей. В 1918 году император, по-особому относившийся к этой награде, взял её с собой в ссылку. Крест нашли спрятанным в ванной комнате дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья. Девизом ордена были слова «За службу и храбрость».

Яйцо «Орден Святого Георгия» посвящено награждению сына и внука Марии Фёдоровны. Получив этот сувенир в 1916 году, императрица написала сыну: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привёз. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе». Вместе члены царской семьи на любимый праздник Пасхи так никогда больше не собрались…

1/3

1916 г. 

Материалы: золото, серебро, стекло, кость.

Техника: литьё, чеканка, гравировка, эмаль по гильошированному фону, живописная эмаль, выемчатая эмаль, акварель, выпиловка.

Мастер: ювелирный дом Карла Фаберже.

ФАКТ

Это единственное яйцо, которое Мария Фёдоровна смогла увезти с собой, покидая в 1919 году мятежную страну на британском военном корабле «Мальборо». Она не расставалась с ним до самой смерти. Мария Фёдоровна умерла в Дании в 1928 году.

Фрагмент книги «Выбор директора. Музей Фаберже»

О музее Фаберже

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге обладает крупнейшей в мире коллекцией изделий Карла Фаберже, великого русского ювелира второй половины XIX — начала XX века. Сегодня имя Фаберже широко известно, но так было не всегда: на протяжении всех лет советской власти по идеологическим причинам имя Фаберже было подвергнуто намеренному забвению. Ещё в 1920–1930-х годах абсолютное большинство его лучших произведений было продано за рубеж, а то немногое, что было передано в государственные музеи, практически не изучалось и не популяризировалось. Вплоть до конца 1980-х годов в стране не было издано ни одной книги и не организовано ни одной выставки, посвящённых мастеру. Деятельность Карла Фаберже, его успех и лучшие творения неразрывно связаны с императорским домом Романовых: с семьями двух последних русских императоров, а также с аристократами, государственными деятелями и промышленниками его времени.

Пасхальные шедевры Карла Фаберже

В конце XX века имя Фаберже с триумфом вернулось в российскую культуру. Состоялись масштабные выставки, были изданы книги, и самое главное — сделаны многочисленные научные открытия, пролившие свет на историю фирмы и личность её легендарного руководителя. А в 2004 году произошло событие, сделавшее возможным создание первого в мире музея, посвящённого наследию Карла Фаберже. Российский предприниматель Виктор Вексельберг совершил крупнейшее в истории приобретение произведений фирмы Фаберже, купив целиком коллекцию, собранную американским медиамагнатом Малкольмом Форбсом. Бесценная коллекция, состоявшая из более чем двухсот предметов и включавшая 15 больших пасхальных яиц Фаберже, была возвращена в Россию.

Пасхальные шедевры Карла Фаберже

Открытие Музея Фаберже в Санкт-Петербурге состоялось 19 ноября 2013 года. Помимо изделий фирмы Карла Фаберже, в него входят многочисленные произведения его современников — русских ювелиров XIX — начала XX века. Ещё больше информации — на сайте fabergemuseum.ru. 

Пасхальные традиции

Успех и популярность фирмы Фаберже возросли и упрочились в связи с необычным заказом, исходившим лично от императора Александра III. В 1885 году по августейшему поручению Фаберже создал драгоценное пасхальное яйцо «Курочка», которое император подарил на Пасху своей супруге, императрице Марии Фёдоровне.

Пасхальные шедевры Карла Фаберже

Начиная с этого момента фирма Фаберже ежегодно получала заказ на создание пасхальных подарков русским императрицам. Фаберже мог самостоятельно выбирать тему и разрабатывать дизайн очередного пасхального подношения, руководствуясь лишь собственным чутьём и тактом в отношении царствующих особ, а также правилом — никогда не повторяться. В общей сложности фирма Фаберже создала 50 пасхальных яиц в императорской серии (не считая одного незавершённого яйца 1917 года). Исполняя этот престижный ежегодный заказ, Фаберже стремился не только создать очередной шедевр ювелирного искусства, но и сделать его ярким напоминанием о событиях из жизни его владельцев.

Пасхальные шедевры Карла Фаберже

ФАКТ

Мария Фёдоровна была страстной любительницей драгоценностей. Она обладала крупнейшей коллекцией пасхальных яиц Фаберже, которая насчитывала 30 экземпляров.

В общей сложности фирма легендарного ювелира создала 50 пасхальных яиц в императорской серии — девять из них находятся в музее Фаберже.

Пасхальные шедевры Карла Фаберже

Владимир Сергеевич Воронченко, председатель правления фонда «Связь времён», директор Музея Фаберже, автор книги «Выбор директора. Музей Фаберже».

Серия «Выбор директора» — международный проект английского издательства Scala, в рамках которого директора музеев мира рассказывают об экспонатах, занимающих, на их взгляд, особое место в музейной коллекции.

Рецепты от лучших шеф-поваров, статьи с советами экспертов, полезные лайфхаки, идеи и подборки для вдохновения ищите на lenta.woman.ru.

Фото: Музей Фаберже