Этим летом Алиса Теплякова стала не просто самой молодой студенткой МГУ, а самым обсуждаемым ребенком нашей страны. Девочка в 8 лет успешно сдала ЕГЭ, а в 9 поступила на психфак главного российского вуза. День за днем появляются все новые подробности ее обучения и адаптации.
Если изначально об успехах (и неудачах) Алисы мы узнавали лишь со слов отца девочки и некоторых ее одногруппниках, то теперь интервью дала и мама Тепляковой — Наталья. По словам родительницы, Алисе пока рано обсуждать некоторые «взрослые» темы, которые имеются в программе. Например, маньяков, насильников и убийц. Безусловно, Наталья осознает, что без этого стать опытным психологом дочка не сможет, но все же хотела бы на какое-то врем уберечь ее.
Кстати, родители других первокурсников также уверены: направление «Психология служебной деятельности» не подходит для несовершеннолетних, поэтому Алисе для более детального изучения стоило бы подобрать другие науки.
«Психфак категорически не для детей, ведь в программе много тем 18+. Например, на лекциях по психологии обсуждали насильников, самоубийства, Эдипов комплекс, пациентку Фрейда, которая испытывала сексуальное возбуждение, когда ее бил отец», — говорит мама одногруппницы Тепляковой.
Тепляков на подобные утверждения реагирует спокойно. Евгений заявил, что Фрейда и прочих Алиса вообще изучать не собирается — мол, психологам выбранного направления это ни к чему.
«В нормальных специализациях факультета психологии эти темы не затрагиваются. Например, психология сексуальности — это только клиническая психология, это спецкурс. Но мы не на клинической психологии. А Фрейд, ну у него два направления: либидо и мортидо. Ну хорошо, и что в этом нарушается? Ничего не нарушается. Если преподаватель не озабоченный, а там все-таки таких нет, то любая тема может быть рассказана в рамках допустимого. А если у кого-то психические отклонения, то мы надеемся, что он не работает преподавателем на факультете психологии. Все очень просто».
Многие уверены: нынешние успехи в учебе вундеркинда можно объяснить подсказками отца. Сейчас Евгений Тепляков постоянно присутствует на лекциях и семинарах рядом с дочкой. По словам студентов, вряд ли Алиса сможет самостоятельно пройти какой-либо тест по теме. Например, с первого курса будущие бакалавры в обязательном порядке изучают линейную алгебру, а Алиса еле-еле добрала нужные баллы на ЕГЭ по математике.
«Я не понимаю, зачем так обходиться с собственным ребенком? Дочь говорит, что Алиса похожа на обычную девочку, которой нравится прыгать в классики, что она и делает в перерывах между парами», — негодуют родители однокурсников Тепляковой.
При этом Евгений по-прежнему требует перевода дочери на индивидуальное ускоренное обучения. Планируется, что Алисе в силу возраста урежут программу, уберут из расписания физкультуру с нормативами для совершеннолетних, а также составят план по сдаче всех необходимых экзаменов за два года.
Евгений жалуется, что на кафедре полный бардак и неразбериха. Родителям Алисы приходится порой скандалить и жаловаться журналистам, чтобы их просьбы были услышаны. Как мы уже знаем, индивидуальный план девочке пока так и не предоставили, хотя заявление отец написал еще в августе, сразу после заключения договора на контрактную форму обучения.
«Ребенок впервые с 8 сентября попал на факультет по предварительной договоренности о встрече с семинаристом (до этого их туда ни разу не пустили). Хотели передать Алисину домашку, задать ряд вопросов по учебе. Знаете, что спросили в учебной части у нашей первокурсницы практически с порога? ''Алиса, а ты кого больше любишь, папу или маму? '' Интересно, это у всех первокурсников спрашивают, или это индивидуальный учебный план? А ни одного преподавателя… внезапно… (с точки зрения учебной части) на факультете не нашлось. А Алиса до сих пор не знакома ни с одним семинаристом», — пишет мама cамой юной студентки.
А вот студенты, которым удается видеть Алису вживую, утверждают: родители девочки требуют от кафедры слишком многого. Со стороны им кажется, что Евгений Тепляков просто купается во внимании, которое уже третий месяц оказывают его одаренному ребенку.
«Все студенты в обычном учебном порядке ходят в университет, посещают семинары, общаются с преподавателями и им не нужно предварительно договариваться с ректоратом об этом. Что вам мешает делать то же самое? Хотели в МГУ, поступили, учитесь. Только не кричите из каждого утюга, какие все нехорошие: учиться не дают, особых условий не создают. За пару недель вы поругались со всеми! Да еще и на публичное обозрение (в СМИ) это вынесли. Сами же этот ад для своего ребенка создали. До первой сессии ваше ''чудо'' будет продолжаться, а потом Алису отчислят за неуспеваемость, и она наконец-то получит шанс на детство», — пишут под жалобой Натальи Тепляковой.
Кстати, по словам Евгения, в адрес его семьи стали регулярно поступать всевозможные угрозы. Отцу вундеркинда ежедневно приходится читать жуткие сообщения от анонимов.
«У нас есть записи, на которых Алисе обещают руки сломать. ''Она здесь учиться не будет'', ''Мы ее вышвырнем'', ''Папашу в психушку закрыть''. Есть некоторое количество СМИ и людей, которые очень негативно относительно нас настроены. Они постоянно выдают клевету. Мы даже не можем обращаться в полицию, потому что их слишком много», — говорит Тепляков.
Подавляющее большинство детских психологов и педагогов сходятся в том, что 9-летняя девочка может просто не выдержать такую нагрузку. В ее возрасте очень важно дружить со сверстниками, общаться, играть и веселиться — именно так дети взрослеют, учатся на ошибках и узнают что-то новое в бытовом плане. Ее же отец говорит, что Алиса читает по 100-200 страниц в день, делает все домашние задания и даже самостоятельно изучает дисциплины вне программы.
Вряд ли Алиса может похвастаться опытом, который позволил бы ей уже через два года получить диплом психолога и работать по профессии. Вероятнее всего, девочка и дальше займется обучением, пойдет в магистратуру, аспирантуру, будет изучать психологию как науку.
Психолог, психолингвист, психогенетик, эксперт по отношениям
«Надо понимать, что в 9 лет идет закладка жизненных ролевых моделей. Ребенок учится понимать, кто есть кто: мама — папа, я — родители, изучает окружающий мир. Когда она будет изучать сложные психологические истории по Фрейду — проблемы с насилием и прочее, ей будут предоставлены очень опасные ролевые модели. В ее возрасте ребенок только учится правильно управлять своими эмоциями и поведением. Она вполне способна понять и усвоить всю информацию, но у человека ее возраста обычно мозг ассоциативный и очень богат на воображение. То, что она сможет себе представить, сильно повлияет на ее половое развитие — а Фрейд все-таки уделяет большое внимание эмоциональному, физическому и сексуальному насилию. Это может быть для нее травматичным опытом и сказаться в пубертатный или более зрелый период — например, когда она станет мамой. Изучение Фрейда в этом возрасте способно нанести непоправимый ущерб», — объясняет психолог Лорелла Гальцова.
Использованы материалы
Еще больше новостей в нашем
Фото: Vk.com, Кадры из передач, Getty Images