«На моих глазах люди меняются — мне нравится быть частью этого процесса»

О разных видах психотерапии

«В мире много видов психотерапии: более 600 взрослых и 300 детских. У них всех разные учения, обоснования, доказательные базы… Но если мы начнем проверять эффективность разных методов, то окажется, что ни один из них не показывает какого-то «сверхрезультата»: они все примерно одинаково эффективны. Как же так? Ведь создатель каждой школы настаивает, что именно она лучше остальных. Но дело в том, что есть общие факторы, которые присутствуют в работе любого психолога, и именно они делают ее эффективной. А значит, школам вовсе не стоит конкурировать друг с другом — тут получается эффект птицы Додо из «Алисы в стране чудес»: все победили и все первые. И неважно, какой метод как психотерапевт ты применяешь, важно, насколько хороший ты специалист.

Об исследовании

Мы  своим исследованием решили помочь профессиональному росту коллег и зайти со стороны компетенций психотерапевта. Мы проанализировали большое количество литературы и на её основе составили список общих компетенций, например:  актуализация целей, резюмирование,  вопросы, эмпатия, конгруэнтность и т.д. Всего изначально у нас получилось сорок три компетенции, но сейчас этот список сократился до десяти.  На основании этих  компетенций мы составили большой опросник для психотерапевтов (сначала было двести пятьдесят вопросов, сейчас сто тридцать шесть), который помогает им выяснить, каких компетенций каждому из них не хватает, а какие, наоборот, хорошо развиты. В итоге все специалисты поймут, над чем им стоит поработать, и наше консультирование станет эффективнее.

При этом мы не считаем, что какие-то психологические школы неэффективны или вообще не нужны. Совсем наоборот: каждая школа эффективна, просто выбор ее не имеет большого значения. При выборе психолога вместо исследования того, какой метод наиболее эффективен, лучше прислушайтесь к себе в процессе консультации и решите — именно вам подходит этот метод или нет. Ведь одним людям близок один метод, а другим — второй, все очень индивидуально. В любом случае, обращаясь к квалифицированному психологу, обладающему всеми компетенциями, вы получите необходимую помощь.

О сроках

Наше исследование длится уже третий год: первый мы потратили на изучение литературы о компетенциях, второй — на разработку опросника, а теперь анализируем ответы специалистов. Сейчас наш опросник прошли более трехсот человек, и мы продолжаем дорабатывать его, хотим, чтобы участников было как минимум тысяча. Через год-полтора мы планируем завершить исследование, опубликовать опросник в открытом доступе для всех желающих пройти его психологов и выпустить статью о полученных результатах.

О качестве помощи

Я считаю очень важным, чтобы качество немедицинской психотерапевтической помощи в России выросло. Сегодня, к сожалению, можно услышать самые разные истории о том, как консультации психолога только калечат, допускаются совершенно неэтичные вещи. Необходимо менять ситуацию, чтобы такого не было и каждый человек не боялся обратиться к психотерапевту, относился к этому без страха и предрассудков. Ведь это нормально: на сложном этапе жизни ты обращаешься к специалисту, который помогает тебе. 

О профессии

Проблема в том, что у нас в стране нет лицензирования психотерапевтов, то есть никак не контролируется, кто занимается этим. Сегодня психологами могут называться люди с другим образованием, просто прошедшие какой-то краткий курс по психологии. Или, например, кто-то занимался эзотерикой, а потом подумал, что лучше называться психологом, и именно так стал себя называть и давать консультации — таких случаев тоже множество. 

А путь к тому, чтобы стать хорошим и квалифицированным психологом, очень долгий и сложный: кроме получения высшего психологического образования нужно постоянно учиться на курсах по определенному методу психотерапии, заниматься с супервизором, проводить интервизии (обсуждение с коллегами). В обязательном порядке надо уделять время и личной терапии — важно, чтобы терапевт не просто знал, как что работает с другими, но и сам все это проработал на себе. Вот такие люди становятся хорошими психотерапевтами. Мы с коллегами из Лаборатории стремимся именно к этому и надеемся, что наше исследование поможет и другим психологам.

О результате и счастье

Я очень рада заниматься именно этим делом. В подростковом возрасте меня хотели отправить учиться на математика, а я уже твердо знала: пойду на психолога. Получила высшее образование, работала психологом в школе и детскому саду, а потом поняла, что хочу сосредоточиться на психотерапии и давать индивидуальные консультации. Мне нравится сам процесс, когда мы с клиентом вместе выясняем проблемы и решаем их. Я люблю поддерживать клиентов, помогать им найти свои внутренние ресурсы и в результате видеть, что человек, по многим аспектам недовольный жизнью, становится счастлив: он решился уйти с нелюбимой работы, закончить токсичные отношения и т.д. И, когда я вижу результат, это увеличивает мою веру в человечество, и я еще раз убеждаюсь в пользе психотерапии».