Нелегко даже писать о прощании с великим мэтром советской и российской киноиндустрии, легендой, подарившей миру фильмы «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и многие другие шедевры. Владимир Меньшов ушел на 82-ом году жизни, оставив после себя грандиозное наследие: еще не одно поколение наших соотечественников будет плакать над фразой «Все, все… Все», сказанной Василием Кузякиным с доброй улыбкой, и песней «Александра, Александра».
Немало слез было пролито и в день прощания с режиссером, но главное теперь — почтить его память доброй, светлой грустью, как он сам научил нас своими трогательными фильмами.
Накануне Юлия Меньшова, дочь великого артиста, написала: «Папа растворяется в вечности любви. Далеко не только моей! Всех, кто сегодня горюет. Всех, кому он подарил радость, надежды и утешение своими фильмами. Всех, для кого стал примером человеческой искренности и цельности натуры».
И их действительно очень много: с самого утра возле Дома Кино на Васильевской улице собираются близкие Владимира Меньшова, его ученики и поклонники, журналисты, политики, представители ФСИН, иностранцы, актеры, когда-то снимавшиеся в массовке, просто москвичи, которые выросли на его фильмах и не могли не сказать последнее «спасибо» человеку, чья душа вместила столько света и подарила его миллионам.
С Владимиром Валентиновичем прощались восьмого июля, в День любви, семьи и верности. В последний раз увидеться с мэтром пришли и старые друзья из прошлого, и те, кто был с Меньшовым до последних дней — вся его огромная и осиротевшая семья. Никто из них не ждал, что болезнь так быстро одержит верх. Ректор ВГИК, Малышев Владимир Сергеевич, так и сказал: «Говорил, на следующей неделе поедет домой долечиваться. Но видите, как…».
Коллеги режиссера искренне удивляются: их друг на здоровье не жаловался, не болел, строил творческие планы, собирался на фестиваль «Победили вместе» в сентябре, мечтал о поездке в Севастополь.
С этого года фестиваль документального кино будет носить имя Владимира Меньшова — в память о том, что его дух навсегда останется символом российского кинематографа.
Студенты, обучающиеся во ВГИКе в мастерской Меньшова-Алентовой, не находятся, что сказать. Мэтр учил их уважать сцену, быть профессионалами, храбриться, но в этот раз взрослые мужчины не могли сдержать слез. «Мы… Мы осиротели. Простите нас за эмоции. Вера Валентиновна, — обратились студенты к вдове режиссера, — берегите себя, вы нам нужны».
Один из молодых артистов вспомнил, как Меньшов учил их: «Вам нужно в своих работах уловить дыхание вечности, ребята». Другой студент добавил: «И нам оказалось, что он и есть — вечный».
На этих словах Вера Алентова беззвучно заплакала, тайком сняв защитную маску, чтобы смахнуть слезы. Да, вдова режиссера все-таки пришла проститься с мужем и выдержала этот тяжелый день героически, с прямой спиной и благодарной улыбкой всем, кто пришел попрощаться с Владимиром Валентиновичем. Юлия Меньшова в такие моменты брала мать за руку и молча держала, прислонившись головой к ее плечу.
Вера Валентиновна накануне сама выписалась из больницы. Она была госпитализирована одновременно с мужем, и тоже с коронавирусом. К счастью, актриса смогла побороть недуг и вернулась домой. Юлия Меньшова не скрывает, что мать очень слаба и чувствует себя пока неважно. И все же Вера Алентова нашла в себе силы прийти и в последний раз взглянуть на своего любимого человека. Возле гроба она стояла долго, в полной тишине, прижав руку в сердцу.
Не выдержал и заплакал Александр Панкратов-Черный. Стоя на сцене, актер вспоминал о своем дорогом товарище, и в какой-то момент его голос предательски задрожал. «Он был мой друг. По-человечески просто дружили», — произнес артист.
Панкратов-Черный рассказал, как однажды пригласил Меньшова в свою родную деревню на Алтае. Он познакомил товарища со своей семьей и немногочисленными односельчанами, которые, вопреки незатейливости жизни, очень любили свою родину. Когда Владимир Валентинович увидел, как живут простые крестьяне, как учатся их дети в школе из четырех комнат, то не выдержал и заплакал.
«Володя рыдал, обнял Кольку, моего брата, и говорит: «Да как же так, а сволочи на «мерседесах» ездят и Россией недовольны». Это была такая пронзительность, мы его еле успокоили. Потом, когда ехали обратно, он говорит: «Сашка, снимать кино надо. О любви. Потому что русскому народу любовь необходима, иначе озлобится. А для озлобления, ты видишь, причин сколько», — вспомнил Панкратов-Черный.
Внук режиссера, Андрей Гордин, выступил от лица всей семьи. Речь он не готовил, в чем честно сознался, и решил сказать, как есть. «Хочется говорить от лица себя, о своем дедушке. Хотя мы никогда его так не называли — дедушка. Мы всегда говорили просто и коротко „дед“. Это было без иронии, тепло, и, кажется, дед не возражал. Что бы я ни делал в творческом плане или по жизни, я всегда думаю и буду думать, что бы об этом сказал дед», — поделился Андрей.
Гордин предложил друзьям и родным посмотреть фильм, который он сделал специально в честь Меньшова. В него нашли кадры из его фильмов, где играл Владимир Валентинович. «Он был прекрасным актером, — добавил Андрей, — и мне бы очень хотелось, чтобы он запомнился всем, какой он есть в этом фильме. Молодой, веселый, местами лирический и очень, очень красивый».
Еще больше новостей в нашем
Фото: Legion-Media/Splash news, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Фадеичев Сергей/ТАСС, Ковтун Анатолий/ТАСС, Куров Александр/ТАСС, Вячеслав Прокофьев/ТАСС