Чем занимается ювелирный дизайнер?
Если говорить максимально коротко — создает классные украшения. Но все делают это по-разному. Кто-то придумывает концепцию будущего предмета, а воплощают ее другие мастера-ювелиры. Есть те, кто трудится в штате на крупном производстве. Ну а кто-то, как я, совмещает роли и дизайнера, и производителя, работая в собственной студии под личным брендом. Как и в любой другой дизайн-профессии, форматов у нас много.
Как вы сами стали ювелирным дизайнером?
Это долгая история. Все члены моей семьи так или иначе были вовлечены в разные прикладные искусства, в ручной труд. Но я сначала решила пойти совсем в другую сторону — в медицину. Правда, скоро поняла, что хотела бы состояться в творческой профессии. Так пришла в фешн-сферу: работала байером в нескольких московских концепт-сторах, стилистом, лектором, автором курсов о моде. И параллельно изучала ювелирное дело, которым занимаюсь уже 9 лет: получила среднее специальное образование, постепенно начала делать свои украшения — так появилась моя студия «Прощай, Офелия!». Я долго совмещала работу в ней с другими проектами, но в ноябре 2021 года поняла, что пора выходить в свободное плавание. Благодаря сарафанному радио водоворот раскручивался, стали появляться постоянные клиенты. Вообще, мой любимый способ продвижения — это дружба и коллаборации с другими проектами, которые не занимаются украшениями: одежды, аксессуаров, домашнего декора. Если у вас общая эстетика, вы можете друг друга здорово дополнить и поделиться друг с другом прогретой, лояльной аудиторией. Это классно работает в отношении любого бренда, и ювелирный дизайн не исключение.
Для кого ваши украшения?
Я делаю вещи, которые я хотела бы носить сама (и ношу!). Поэтому мои клиенты — люди со схожими представлениями о прекрасном. В связи с этим хочу дать совет начинающему фешн- и ювелирному дизайнеру: за тем, что вы делаете, должна стоять какая-то личная история. Потому что просто быть локальным брендом уже недостаточно. Аудитория возвращается не только за предметами, но и за ценностями, которые разделяет с дизайнером. И именно о них нужно рассказывать: транслировать свои ценности в дизайне, словами, в визуале, в маркетинге, всеми доступными инструментами.
А какую идею транслируют украшения «Прощай, Офелия!»?
Если сформулировать сухо и грубо: я делаю вещи про то, что мы все когда-нибудь умрем. А если мягче, то я пытаюсь остановить мгновение. Свое личное, мгновение красоты в природе или переживания своих заказчиков — запечатлеть все это в материале. Это сентиментальная история о памяти, красоте разрушения, хрупкости и несовершенстве жизни.
Какие умения, скиллы пригодятся тому, кто хочет связать свою жизнь с дизайном украшений?
На самом деле абсолютно всему можно научиться в процессе, главное — иметь внутреннюю настойчивость, чтобы не бросить все, когда раз за разом не получается. Я сама, например, прокачивала навыки уже в довольно взрослом возрасте. Не умеете рисовать? Тоже не проблема, более того, я сама не отрисовываю эскизы и знаю много коллег, скульпторов и дизайнеров, которые вообще не рисуют, но делают абсолютно фантастические вещи со своим материалом. Сложность в другом. Если вы хотите реализоваться как личный бренд, вам понадобятся все софт-скиллы на свете: тем, кто умеет в нетворкинг, будет проще в любой дизайн-сфере. Если же говорить о профессиональных навыках, пригодится знание специализированных программ, в которых отрисовываются 3D-модели украшений, ну и работа непосредственно с металлом. Все это тоже появится со временем. Люди, которые приходят ко мне на воркшоп, говорят: «О боже, Маша, это так сложно, оказывается, вот кто бы мог подумать, а ты так жух-жух, и все готово». Единственное, что я могу ответить: «Ребят, я занимаюсь этим 9 лет, я столько часов сидела в мастерской и пилила одним и тем же инструментом одни и те же кусочки, что могу это сделать быстро, а в первый раз билась точно так же». Так что усидчивость тоже нужна, но и тут зависит от конкретной области: одному больше подойдет развитие мелкой моторики, другому — кропотливая работа с эскизом и так далее.
Ювелирный дизайн — профессия мечты?
Для меня это определенно так. Не знаю, может быть, спустя 15 лет у меня возникнет какая-то другая идея, чем я хотела бы заниматься дальше, но сейчас это то, чему я готова посвящать все свое время. На самом деле любимая профессия очень поддерживает в непростые времена, потому что это возможность созидать. И для меня этот созидательный процесс — самое главное. И мне кажется, что ювелирный дизайн станет делом жизни для тех людей, которые хотят чувствовать максимально плотную связь с тем, что они делают. Ведь мы создаем физические объекты, которые потом существуют в мире, — это наглядный, очень конкретный результат, который несет в себе заряд положительных эмоций и навсегда запечатлевает те ценности, которые важны именно для вас и тех, кто их разделяет.