В чем заключается ваша работа как саунд-дизайнера?
Алексей Кобзарь
Сегодня саунд-дизайнер — это человек, который обладает огромным набором навыков: он записывает звуки в самых разных локациях, монтирует их, изменяет голоса актеров до неузнаваемости, работает с музыкой, потому что иногда в нее вплетаются какие-то звуки. Саунд-дизайнер работает со звуками, которые нельзя воссоздать в студии: выстрелы, треск огня, рев мотора автомобиля и так далее. А еще он синтезирует и создает такие звуки, которые вообще невозможно услышать в привычном мире: полет летающей тарелки, звуки космоса, голоса динозавров или пришельцев. Используя весь свой технический и творческий потенциал, саунд-дизайнер придумывает новый мир, слыша который, мы начинаем верить в его подлинность.
Как воплотить то, чего нет? Это непростая творческая задача…
Ну вот, например, фильм «Притяжение», там как раз было про НЛО в Чертаново. Все начинается с разговоров с режиссером, формулируется идея кино, читается сценарий, ты пропускаешь через себя всю историю проекта, чтобы прочувствовать то, что должен перенести на экран. Дальше — этап компьютерной графики, дизайнеры создают первые арты, зарисовки, мини-видео, то есть появляются какие-то визуальные ориентиры. И тут ты начинаешь думать: ага, тарелка — большая, она крутится, у нее есть двигатель, из него валит огонь, еще у НЛО есть какие-то мерцающие огонечки. Какими подручными, реально существующими звуками можно передать все это и как их обработать? Так, берем какие-нибудь низкие звуки, например, вентиляции, потом вращаем предметы, записываем треск огня, добавляем синтезаторные звуки. И дальше их обрабатываешь, соединяешь, доводишь до конца, чтобы показать режиссеру и сказать: вот, посмотри!
Расскажите о самом неочевидном источнике звука, который вам приходилось записывать.
Один из самых интересных — звук на Байкале, когда трещит лед. Я приехал туда с оборудованием и ходил по озеру, думал, как записать его и самое главное — при какой погоде. И вот настало раннее утро, лед блестел под ярким солнцем, и появился тот самый звук, одновременно и органический, и потусторонний. Помните бластеры в «Звездных войнах»? Вот такой! И этот лед солнечным утром на Байкале тоже стал одной из составляющих образа тарелки в «Притяжении».
Помимо творчества, в работе саунд-дизайнера много технической базы, верно?
Да, мы читаем много книжек по акустике, психоакустике, физике звука; учитываем акустику помещений, совершенствуем приемы записи, постановки микрофона. Инженерное мышление очень важно, потому что ты сталкиваешься с техникой каждый день: у тебя есть компьютер, программы, звуковые карты, микрофоны и так далее. Но главное все-таки творчество — как во всем, связанным с прекрасным, тут нет абсолютно никаких ограничений.
Как вы сами стали саунд-дизайнером?
Я занимался музыкой с 6 лет, мечтал стать музыкантом. И однажды пришел на музыкальную студию, хотел туда попасть, но познакомился с ребятами, которые через год открывали свою киностудию. Так в 2013 году я стал саунд-дизайнером. И я рад: мне хотелось творить, создавать, придумывать музыку, аранжировки, но оказалось, что палитра в саунд-дизайне даже больше, ты можешь делать что угодно, из чего угодно и как угодно. Главное, чтобы благодаря тебе зритель поверил, что то, что происходит на экране, — реальность. Предвосхищая вопрос: наличие музыкального образования — это хорошее подспорье для работы, но оно совсем не принципиально, все придет с опытом.
Для кого профессия саунд-дизайнера может стать профессией мечты?
Для людей, которые любят создавать новое, находятся в постоянном поиске идей, не боятся экспериментировать. Представьте: перед вами изображение, там что-то происходит, но в тишине, максимум голос записан. И все! Придумывай, твори. Если ты не можешь без этого жить — саунд-дизайн для тебя.
Иллюстрации: Ксения Савкина