В чем заключается ваша работа?
Если ответить на вопрос коротко и просто — моушн-дизайнер делает анимированную компьютерную графику. Но это будет не очень точно, так как под это определение попадает очень широкий спектр специализаций в компьютерной графике — от художественной анимации и спецэффектов в кино до современного медиаискусства. На первый взгляд неочевидно, где проходит граница между классической, то есть художественной анимацией, и моушн-дизайном — и там и там есть драматургия, сюжет, герой. Но в моушн-дизайне это все в высокой степени абстракции. Наши действующие лица — это геометрические формы и фигуры, драматическая ситуация — композиция, камера и свет, конфликты и ситуации — контрасты, рифмы и ритмы, события — динамика, анимация и монтаж. Все то же, что и в графическом дизайне. Но последнее в этом списке — это главные козыри моушн-дизайнера. С помощью движения и монтажа мы можем создавать новые смыслы и неожиданные контрасты. Гиря, падающая с высоты, может разлететься при ударе мягкими перьями, а камни парить в воздухе, как мыльные пузыри.
Моушн-дизайнер решает в первую очередь, конечно же, коммерческие задачи — как правило, в брендинге, маркетинге и медиа. Но при этом в нашей работе, мне кажется, художественная составляющая существенно больше, чем в классическом графическом дизайне. Настолько, что до сих пор можно услышать споры о том, что же моушн-дизайн представляет из себя в первую очередь — искусство или ремесло. Из-за этого наша профессия стоит особняком в списке других дизайнерских специальностей. Многие коммерчески успешные моушн-дизайнеры пробуют свои силы в том числе и в искусстве. Надо сказать, что это направление сейчас стало весьма популярным — в России много профильных арт-фестивалей и галерей, которые уделяют этому направлению большое внимание. И это, как ни странно, очень помогает нам в коммерческой деятельности. В своей работе мы, сохраняя достаточно высокий уровень абстракции, через формы, цвет и движение в кадре воздействуем в первую очередь на эмоции зрителя, а не просто передаем коммерческое сообщение.
Какие качества и умения стоит иметь, чтобы стать моушн-дизайнером?
Моушн-дизайнер — это такой боец ММА, то есть тот, кто имеет в арсенале много приемов, но изначально лучше быть специалистом в чем-то одном. Ну как боксер, который дополнительно взял что-то из борьбы, что-то от восточных единоборств — если б он сразу занимался всем одновременно, вряд ли стал бы успешным. Даже если учиться всему и сразу, то все равно потом захочется углубиться в какую-то область. Так что для начала попробуйте просто делать что-то и в процессе поймете, что именно вам нравится больше всего. Остальное придет со временем, ведь задачи всегда очень разные. На нашей программе в Британке мы всегда говорим: путь моушн-дизайнера — это путь самурая. То есть это деятельность, которая требует достаточно высокой стойкости и самоотречения. Как путь художника: ты тратишь сотни и тысячи часов на что-то не совсем очевидное, бьешься — и все не то. В отличие от графических дизайнеров и особенно дизайнеров интерфейсов, где более понятно, что ты делаешь и для кого, мы постоянно в поиске — надо срежиссировать образ, реализовать его и при этом выполнить коммерческую задачу. Поэтому, конечно, эмоциональных качелей в работе много. Я знаю крутых моушн-дизайнеров, которые уходили со встреч с заказчиком, хлопая дверью. Многим сложно выдерживать критику, потому что они «вложили всю душу». Надо быть готовым к диалогу, чтобы таких ситуаций не возникало, знание конфликтологии точно пригодится моушн-дизайнеру.
Как вы сами пришли в профессию?
Я начинал давно — скажем так, если я принадлежу не к первому поколению моушн-дизайнеров, то ко второму точно. Учиться было негде и не у кого. Мне было лет 6-7 (это конец 80-х), когда я нашел у отца книгу про технологии будущего — там описывалось, как они будут развиваться и что нас ждет к 2000 году. Больше всего меня поразил раздел про развитие трехмерной компьютерной графики! Так я этим заболел, стал разбираться с компьютером, что-то делал в 3D в средних классах и даже пытался, будучи еще школьником, устроиться на работу по этому профилю. То есть с детства занимаюсь тем, что люблю, и это очень важно — делать то, что любишь.
Насколько моушн-дизайн востребован; кто ваши заказчики?
Очень востребован. Раньше было как: наружка — это одна сфера, телек — это другая, баннер на сайте — третья. Сегодня весь маркетинг смешался: все стало цифровым. Медиа вокруг — банки становятся медиакомпаниями, большой бизнес, все. И всем нужны мы — для рекламных роликов, презентаций, ивентов. Последние — это вообще отдельная тема: концерты, мероприятия, встречи, очень востребовано это. Плюс сфера образования — для нас она новая и поэтому перспективная. Коллега, который работает в ней, говорит, что 15 секунд «когнитивной» графики способны заменить несколько страниц научного текста. И это еще одно востребованное и перспективное направление — моушн-дизайн в науке. Сегодня мы проходим то же самое, что 100 лет назад проходили графические дизайнеры, которые изобретали заново всю коммуникацию: айдентику, шрифты, визуальные коды. Иначе говоря, моушн уже сейчас повсюду — и он будет и дальше встраиваться во все сферы жизни.
Моушн-дизайн — профессия мечты?
Кажется, что порог входа в профессию сегодня с каждым днем все ниже: появляются новые программы, нейросети, облегчающие и ускоряющие работу. Какой-то результат получить можно относительно быстро. Но по-настоящему хороший моушн даже с помощью нейросетей создавать все еще достаточно сложно. Развитие этих технологий позволит без дополнительных усилий использовать элементы моушн-дизайна в смежных профессиях — они сейчас нужны много где. Но если вы хотите стать именно моушн-дизайнером, то это, повторюсь, достаточно трудный путь. Чтобы стать мастером в любом деле, как говорят, нужно 10 тысяч часов, и моушн-дизайн не исключение. Очень важна насмотренность — чтобы стать хорошим моушн-дизайнером, нужен разный эмоциональный опыт. Я не проверял, но где-то слышал такую легенду, что на конкурсах латинских танцев, танго очень редко выигрывают молодые, а чаще те, кому 40-50-60. Потому что прожить каждое движение может только та женщина, которая испытала эти эмоции, а не просто их исполнила. Или вот когда слушаешь какого-нибудь хорошего джазового пианиста и чувствуешь в каждом аккорде, в каждом нажатии клавиши его отношение к той, о которой его музыка, с которой он прожил всю жизнь, его любовь. Именно это заставляет людей открывать роты, восхищаться. И если вы хотите создавать эти эмоции — профессия моушн-дизайнера точно для вас.