Что вообще такое интерфейс?
Это прослойка между компьютером, программой и человеком, который взаимодействует с ними. Если бы этой прослойки не было, то нам пришлось бы вводить сложные команды, коды, всякие непонятные штуки, чтобы получить от компьютера то, что нам нужно. Иначе говоря, всем пришлось бы быть немного программистами. Поэтому профессия дизайнера интерфейсов — это про эмпатию и заботу о людях: ты постоянно думаешь о том, будет ли твое решение удобным, кто будет пользоваться приложением и какая у него цель. Ты должен быть психологом! Безусловно, мы опираемся на какие-то законы: например, не рекомендуется использовать больше семи элементов в интерфейсе, чтобы не путать пользователя. Или есть еще «правило близости»: когда два элемента стоят близко друг к другу, мы начинаем воспринимать их как группу. Но в действительности, работая, мы сверяемся со списком подобных законов очень редко, а ориентируемся в первую очередь на ту заботу, о которой я говорила: «Так, человек пойдет с этого экрана вот на этот экран; вот здесь ему надо будет заполнить данные и нажать на какую-то кнопку, чтобы совершить действие». Ну и логично, что кнопка целевого действия должна быть заметна и отличаться от других. Ты можешь поставить эту кнопку куда-нибудь далеко, сделать маленькой, поместить ее в левый угол вместо того места, куда удобно пальцем нажимать. Но должен заботиться о человеке. Еще важно вот что: дизайн интерфейса существует не первый год, и уже есть устоявшиеся паттерны, к которым все привыкли и знают, как они работают. И дизайнер интерфейса должен быть в курсе этих сценариев, чтобы не наворотить чего-то настолько принципиально нового, что пользователю придется решать привычную для него задачу непривычным способом. Мы не должны заставлять человека думать! Есть книжка про нашу профессию, она так и называется: «Не заставляйте меня думать». Хороший дизайн тот, где нет когнитивной нагрузки на пользователя.
А сам дизайнер интерфейсов должен быть творческим?
Частый вопрос. Смотря что называть творчеством. Например, у меня был заказ на проектирование интерфейса для геодезического оборудования. И вот ты думаешь о геодезистах, которые в больших перчатках где-то на Севере, о том, что нужно именно им. Можно ли сказать, что это творческий процесс? На мой взгляд, да. Но мы не художники и не руководствуемся только вдохновением, принимая решение о визуале. Дизайнер интерфейсов работает, ориентируясь на опыт, имеющиеся правила, поэтому уметь рисовать абсолютно не нужно. Вкус, понимание прекрасного — это всегда здорово, но художественное образование, мягко говоря, не пригодится.
А что пригодится? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать дизайнером интерфейсов?
Если человек интересуется программированием и при этом хороший эмпат, то идти в профессию логично. Он сможет себя в ней раскрыть. Плюс интерес к анализу и наблюдению всего окружающего мира. Дизайнер интерфейсов по привычке подмечает какие-то детали. Например, в магазине смотрит за покупателями: как проходит весь путь до покупки, где человек сталкивается с какими-то трудностями, как это можно было бы упростить, зачем, например, поставили кассу на самый вход. Еще, безусловно, важна самообучаемость, желание постоянно учиться, та самая любознательность, когда ты слышишь новое слово и не можешь успокоиться, бежишь и срочно гуглишь.
Как вы сами пришли в эту профессию?
Году, наверное, в девятом я попала в типографию, где делали всякие визитки, листовки и прочую продукцию, совершенно не связанную с цифрой. Через пару лет переехала из Новосибирска в Москву и устроилась в брендинговое агентство, которое работало с крупными клиентами. Я была не дизайнером, а руководителем проектов, но наконец почувствовала атмосферу дизайн-выставок, фестивалей и т.д. И только в 2015-м году я пришла к диджиталу. На самом деле очень ярко помню тот момент: наступил период, когда захотелось делать что-то полезное. Листовки, визитки — их взяли, посмотрели и выкинули, у людей нет с ними нет плотного взаимодействия. Тогда я посмотрела на экран своего мобильного телефона и поняла, что это то, чем пользуются миллионы каждый день. С этого все и началось. В те годы не было такого количества обучающих программ, школ и так далее, всему училась самостоятельно, через практику. Делала все, от мобильных приложений и веб-сервисов до интерфейса термостата для домов на колесах, ванны для спортсменов были, про геодезическое оборудование уже говорила. А в 2020-м я открыла свою школу и теперь вместе с командой обучаю людей — опять же через практику.
Дизайн интерфейсов — профессия мечты?
Для меня это профессия выбора! Я не мечтала о ней в детстве (мечтала я стать актрисой), но это то, что я выбрала, то, чем я хотела заниматься. И я очень благодарна себе, что росла в профессии, потому что в 2015-м не было очевидно, что она окажется такой актуальной и востребованной, нужной для людей и мира. Так что я скажу так: если у вас есть интерес к дизайну интерфейсов — идите и попробуйте! Большинство базовых инструментов доступно любому, не обязательно проходить длиннющее обучение. Включите компьютер, откройте «Фигму», попробуйте перерисовать экран приложения, которым сами пользуетесь каждый день, и понять, нравится вам это или нет. И если нравится, обязательно развивайтесь, потому что в этой профессии куча всего интересного: интересные заказчики, интересные проекты, это работа в команде интересных людей с большим бэкграундом, у которых есть чему поучиться. Это огромный мир, который хочется узнавать!
Текст: Нина Анисимова